Старейшему музею России грозят долгие коммунальные разборки. Да еще и с политическим подтекстом. Во всяком случае свою отставку с поста директора Музея антропологии и этнографии РАН Чуннер Таксами рассматривает и как притеснение по национальному признаку.
Версия бывшего руководителя Кунсткамеры о причинах своей отставки такова. Он отказался сотрудничать с ООО "Международное академическое агентство "Наука", которое настойчиво предлагало музею совместную работу по организации выставок из собраний Кунсткамеры за рубежом. Без должных, как считает г-н Таксами, финансовых, страховых и прочих гарантий. Более того, в качестве своей 51-процентной доли в ООО "Наука" академия внесла право на использование своих музейных объектов. То есть негосударственная структура получила право распоряжаться уникальными коллекциями Кунсткамеры.
После этого руководство отделения истории РАН якобы отказалось продлевать с Таксами контракт, сославшись на преодоление им возрастной планки в 65 лет. А на самом деле ограничения уже отменены и ничто ему не мешает, как считает Чуннер Михайлович, трудиться на благо науки. Он также считает незаконной процедуру избрания (это произошло 15 ноября) нового директора на общем собрании отделения истории РАН. Это произошло после того, как при волеизъявлении самих сотрудников музея ни один из четырех кандидатов не набрал необходимой половины голосов.
Совершенно по-другому выглядят события в изложении избранного директором Юрия Чистова, ведущего научного сотрудника музея. С одной стороны, еще год назад по результатам работы авторитетной академической комиссии было принято решение не продлевать директорский контракт с Таксами. Что касается дальнейших процедур, то несколько лет назад академия предусмотрела патовую ситуацию с выборами в самом коллективе и взяла эту обязанность на себя. С другой стороны, ООО "Наука" вовсе не навязывает свою помощь. Уже не говоря о том, что музей с агентством ни разу не работал.
Вероятно, г-н Таксами будет оспаривать свое увольнение в суде, там и придется обсуждать все юридические нюансы. Для рядового налогоплательщика важно не то, кто именно встанет у музейного руля. И даже не деятельность ООО "Наука", в конце концов один музей умеет раскручиваться самостоятельно, а другой нуждается в посторонней помощи.
Гораздо интереснее, почему уникальными музеями, институтами и т.д. ведает Академия наук, по сути - общественная организация ученых. Страна десять лет стремится жить в условиях реальной экономики, когда казенное, частное и общественное резко разделены. Прежде всего - правом собственности.
И только РАН остается монстром социализма. Не отсюда ли истоки конфликта в Кунсткамере? Говорят, что готовится новый устав РАН, который наконец сделает ее нормальным госучреждением. Но скоро сказка сказывается...