Колесо обозрения, которое Русский музей рассчитывает поставить в Михайловском саду, в ближайшее время обещает стать предметом головокружительных споров. На чаше весов, с одной стороны, консерватизм архитектурного истеблишмента Петербурга, с другой - активная позиция директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, поддержанная губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым.
Еще на открытии позолоченного шпиля Михайловского замка губернатор Яковлев дал понять, что он вместе с директором Русского музея уже не в шутку обсуждает возможность появления колеса в примузейных владениях. Речь идет о конструкции высотой 52-54 метра и стоимостью (вместе со всей инфрастуктурой) около $2 млн.
С колес
Данная идея витает в воздухе уже около года, появившись почти одновременно у корпорации "Антей" - владельца туалета - будущего бистро, находящегося в Михайловском саду, и Русского музея.
"Вообще, я мечтал о колесе уже давно, - говорит коммерческий директор корпорации "Антей" Аркадий Теплицкий. - Сначала я думал о Приморском парке Победы, но маркетинговые исследования показали, что вдали от туристических потоков колесо обречено. Смотрел я и на Александровский парк, но выяснилось, что там пришлось бы рубить деревья. Кроме того, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) был бы против того, чтобы заслонять шпиль Петропавловки. У Михайловского сада гораздо больше возможностей. Например, корты, где мы планируем установить колесо, что называется, уже не имеют исторической ценности, и их можно прекрасно использовать под колесо... Но я и надеяться не мог, что подобные мысли могут возникнуть и у руководства Русского музея!"
The Wall
Несмотря на коммерческие прожекты музея, имеющие явную поддержку губернатора, данная идея (сейчас завершается разработка разрешительной документации) может наткнуться на такой феномен петербургской архитектуры, как "глухая стена". Так, по словам главного архитектора Олега Харченко, он не стал бы брать на себя ответственность за подобное вмешательство в городскую среду и обратился бы за помощью к общественности. И, конечно, для центра, где за каждой "пылинкой" пристально смотрят Комитет по градостроительству и архитектуре и КГИОП, появление колеса могло бы стать нонсенсом. Кроме того, оно изменило бы знаменитые равнинные "открыточные" виды Петербурга.
По мнению некоторых архитекторов, колесо серьезно повлияет на структуру городской застройки, ведь оно будет просматриваться с очень многих точек. Тем более что его предполагают поставить рядом с внушительным Спасом на Крови, который, надо заметить, гораздо выше предполагаемого колеса: его высота 81 метр.
Кроме того, Михайловский сад никогда не был предназначен для потешных мероприятий. Когда к 2003 году он снова станет регулярным и, согласно существующей концепции, превратится в сад русской скульптуры, колесо будет из него "выпадать".
Но по словам Аркадия Теплицкого, идея имеет отношение скорее к экскурсиям, чем к развлечению. Планируется, что желающие "поколесить" будут получать информацию с помощью аудиогида, установленного в кабинках. Само колесо, как обещает будущий инвестор, типичным не будет, а кабинки могут быть стилизованы под петербургский стиль.
В качестве другого аргумента в пользу колеса Аркадий Теплицкий приводит пример двух столиц - Лондона и Парижа, где подобные сооружения временно установлены. В Лондоне - напротив Биг Бена, в Париже -- на Елисейских полях.
Альтернатива синице
По мнению некоторых архитекторов, коли будет принципиально решено, что колесу быть, можно попытаться смягчить его влияние. Альтернативным местом называют дугообразный проезд от Мойки к Спасу на Крови, который вполне могут закрыть, поскольку на его месте исторически продолжался Михайловский сад. Проезд возник при прокладке трамвайных линий, которым нужно было попадать на Конюшенную площадь. Но сейчас эти пути уже не используются.
Существует также мнение, что есть место, где колесо пришлось бы еще более кстати. Это Марсово поле, которое, в отличие от Михайловского сада, исторически использовалось как место для народных гуляний. Другое дело, что пока реализации ряда идей, связанных с Марсовым полем, мешает его мемориальный статус, хотя, если говорить о захоронениях, за рамки комплекса они не выходят. А учитывая дефицит земли в центре города, вряд когда-нибудь "поле" не будет взято на вооружение. В отличие от других мест в центре, это по инженерии довольно свободно, что подходит, например, для таких актуальных проектов, как подземные гаражи.
Справка
Высота доминант: колесо обозрения - 52-54 метра, Спас на Крови - 81 метр, Михайловский замок - 63 метра, Михайловский дворец - 25 метров.
"Деловой Петербург"