Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество 125 БЛОКАДНЫМ ГРАММАМ - 60 ЛЕТ

125 БЛОКАДНЫМ ГРАММАМ - 60 ЛЕТ

402

В этот день 60 лет назад в блокадном Ленинграде суточная норма хлеба для большинства горожан была снижена до 125 граммов. Пятое с начала фашистской осады уменьшение нормы коснулось служащих, иждивенцев и детей. Только рабочим отпускали по 250 граммов хлеба. Зимой 1941-42 годов в городе была самая высокая смертность от дистрофии.

Хлеб в город доставляла известная всей стране "Дорога жизни". Это железнодорожная ветка и переправа через Ладожское озеро, по которой в блокадный город доставляли продовольствие, а из Ленинграда вывозили эвакуированных. "Дороге жизни" в этом году исполняется 60 лет.

30 августа гитлеровцы после ожесточенной бомбардировки захватили узловую станцию Мга и перерезали единственную оставшуюся железнодорожную линию, соединявшую Ленинград со страной. Противник продвигался к Ленинграду со всех сторон, но был остановлен нашими частями в районе станций Александровская (Варшавская линия), Лигово (Балтийская), Детское Село (Витебская) и Поповка (Московская линия).

Блокада Ленинграда резко изменила характер работы Октябрьской железной дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград. В сентябре 1941 года в пределах Лениградского узла обращалось лишь 35 пар пассажирских поездов, а в январе 1942 года пассажирское движение почти прекратилось. Ходили только пригородные поезда до станций Дибуны, Грузино, Сестрорецк, Шлиссельбург. Курсировал пассажирский пригородный поезд и до станции Ладожское озеро. И как курсировал! Строго по расписанию, несмотря на частые бомбежки. Не случайно ленинградцы назвали тогда этот поезд уважительно «Ладожская стрела».

В первые дни блокады возникла острейшая проблема - как в создавшихся условиях продолжить начатую ранее эвакуацию населения, вывоз из города промышленного оборудования и железнодорожного подвижного состава. Единственным путем для сообщения со страной, которую ленинградцы назвали Большой землей, оставалось Ладожское озеро. По водной трассе, подвергавшейся постоянным бомбежкам, осенью 1941 года стали доставлять на баржах продовольствие и другие грузы для осажденного Ленинграда. Погибали железнодорожники, портовики, речники, но работа по перевозкам не прекращалась.

С сентября 1941 года по заданию Военного совета Ленинградского фронта ремонтно-строительные поезда начали реконструкцию малодеятельной до войны тупиковой Ириновской линии, которая стала единственной коммуникацией, связывающей Ладожское озеро с городом, по снабжению населения и войск. На линии развивались существующие и строились новые раздельные пункты. На берегу Ладоги сооружали причалы для судов, ускоренными темпами создавали мощный Ладожский железнодорожный узел. В двух километрах от основной станции Ладожское Озеро появилась станция Каботажная. Два разъездных пути, две стрелочные будки и кузов вагона вместо вокзала - вот и все. Эта станция стала центром пассажирских эвакоперевозок, здесь люди выходили из вагонов и пересаживались в автомашины, которые везли их к берегу, где уже ожидали пароходы и баржи. У бухт были построены станции Костыль и Болт. Последняя использовалась для перегрузки нефтепродуктов и угля. На ней соорудили пирсы с железнодорожными путями, куда причаливали паромы. По предложению заместителя начальника вагонной службы дороги Н.И.Ганца порожние цистерны переправляли буксиром на восточный берег вплавь. Была также построена станция Осиновец и пирсы для перевалки грузов на суда и в вагоны. На станции Ладожское Озеро стало более двадцати путей вместо четырех до войны, были сооружены устройства для водоснабжения, экипировки и поворота паровозов. В целях увеличения пропускной способности участка от станции Ладожское Озеро до Ленинграда построили разъезды Ваганово и Корнево.

Строящиеся станции подвергались налету авиации противника. Противовоздушную оборону пирсов, причалов, железнодорожных путей поручили морякам Балтийского флота, и не было случая, когда они не сбивали хотя бы один-два немецких самолета.

В сентябре-ноябре 1941 года суда Ладожской военной флотилии перевезли около 200 тысяч вагонов с продовольствием и другими грузами. Продовольствие доставлялось в осажденный город и по воздуху. Здесь работали сначала 16, а затем 25 самолетов. До конца навигации (15 ноября) из осажденного города было эвакуировано 34900 ленинградцев, прежде всего детей.

Новые проблемы с передвижением по Ладоге возникли с началом ледостава. Гитлеровцы считали, что организовать снабжение огромного города и фронта по льду озера невозможно. Но надежды противника оказались тщетными. Военный совет Ленинградского фронта еще 19 сентября 1941 года принял решение о создании ледовой дороги через Ладогу. Специальные разведывательные группы установили направление трассы. Ледовую дорогу обозначили вешками, вдоль трассы дежурили регулировщицы с керосиновыми фонарями. Днем и ночью, в любую погоду, несмотря на частые налеты вражеской авиации, машины двигались непрерывно по ледовой трассе. На станции Ладожское Озеро продовольствие, горючее и боеприпасы перегружали в поезда, следующие к Ленинграду.

8 ноября 1941 года немецкие войска перерезали железнодорожную линию Волховстрой-Тихвин, поэтому производить перевалку грузов с железной дороги на автотранспорт пришлось на удаленных станциях Подборовье и Заборье, откуда автомашины отправлялись на восточный берег Ладоги, в Кобону и Лаврове, по лесным дорогам протяженностью более 200 км.

Положение Ленинграда становилось катастрофическим. Наступил голод. Еще раньше значительная часть запасов продовольствия была уничтожена врагом. Жители блокадного Ленинграда были свидетелями трагического события, когда 8 сентября 1941 года зловещее облако распространилось над городом - горели после налета «юнкерсов» Бадаевские продовольственные склады. После пожара началось интенсивное снижение норм выдачи продуктов.

Выдачу продуктов по приведенным нормам не всегда удавалось обеспечить. Часто ни мяса, ни жиров, ни сахара не выдавали вовсе. Из столярного клея варили суп, студень. Хлеб содержал более половины суррогатных примесей. Горожане переживали тяжелейшую трагедию.

Для усиления транспортной связи Ленинграда с Ладожским узлом с помощью воинских подразделений был проложен второй путь на участке от Поста Ковалево до станции Мельничный Ручей, продолжалось развитие железнодорожных устройств на станции Ладожское Озеро.

Большую помощь в поддержании живучести Ленинградского железнодорожного узла во время блокады оказывали ученые ЛИИЖТа. Под руководством профессоров А.Е.Алексеева и Я.М.Гаккеля был выполнен проект и монтаж мощной передвижной установки - энергопоезда, который снабжал электроэнергией отдельные строительные объекты Дороги жизни. Сотрудники кафедры и бюро водоснабжения оборудовали специальные поезда-летучки, обеспечивавшие временное снабжение водой из Невы правобережной части железнодорожного узла, провели водоводы к госпиталям и местам пересадки пассажиров с железной дороги на суда ладожской переправы. В самом институте выполнялись оборонные заказы для фронта. Несмотря на голод и холод учебный процесс не прекращался. В декабре 1941 и начале 1942 года было выпущено и направлено на транспорт 566 молодых специалистов. Многие преподаватели и питомцы института трудились на Дороге жизни, руководили важнейшими работами по строительству и восстановлению железнодорожных линий, станционных устройств, мостовых переходов.

Дорога жизни функционировала с 12 сентября 1941 года по 30 марта 1943 года. За это время было доставлено в Ленинград свыше 600 тыс. тонн продовольственных и других грузов. Ладожская магистраль - кормилица Ленинграда - спасла жизни сотням тысяч ленинградцев и защитников города. Никогда ранее транспортникам не приходилось решать столь сложную и трудную задачу.

22 октября 1942 года Ленгорисполком постановил: с 1 ноября прекратить дальнейшую эвакуацию населения. В летнюю навигацию в 302 поездах было эвакуировано 423641 ленинградцев. Массовая эвакуация населения и промышленного оборудования из фронтового города была завершена.

Успешная работа водников и железнодорожников в навигацию 1942 года дала возможность улучшить снабжение города продовольствием и хлебом, укрепить оборону Ленинграда, превратив его в несокрушимую крепость.

...Наступила вторая военная зима и вновь заработала ледовая трасса. Чтобы улучшить снабжение Ленинграда, железнодорожники решили построить через Ладожское озеро железную дорогу на свайно-ледовой эстакаде протяжением 35 км. Смелую идею ленинградцев одобрил Государственный Комитет Обороны. Предусматривалось проложить две колеи - нормальную и узкую - с суточной пропускной способностью 6 тыс.т. Открытие этой дороги намечалось в январе 1943 года. Однако строительство железнодорожной переправы прекратили в связи с прорывом блокады Ленинграда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях