"Строить высокоскоростную магистраль будем. С МПС в этом отношении мы расходимся лишь по срокам", - заявил на встрече с журналистами первый заместитель РАО "ВСМ" Валерий Саввов. Его фирма хочет закончить строительство "супертрассы" уже в 2010 году, а Министерство планирует тогда еще только приступить к работам и уложиться в пять лет и в пять миллиардов долларов.
Это сенсационное заявление Саввов сделал вчера в ходе презентации опытной модели высокоскоростного поезда "Сокол-250" и новой электрички ЭТ-2А. Оба состава снабжены асинхронным приводом, аналогов которому в России нет. Он позволяет достигать большей скорости и экономить электроэнергию.
При этом "Сокол" приобретает резкое ускорение без разгона, вжимающее пассажиров в сиденья, как при взлете самолета. Вагоны "Сокола" делятся на три класса: виповский, первый и второй. Во всех установлены мягкие сиденья самолетного типа, вмонтированы кондиционеры, и в каждом вагоне имеется биотуалет.
В середине двенадцативагонного состава расположен бар. Интересно, что двери как между тамбурами, так и при входе в вагон открываются (причем абсолютно бесшумно) одним нажатием зеленой кнопки с надписью "open". Поезд может перевозить до семисот пассажиров. Конкретной стоимости билета Саввов не назвал, сославшись на то, что этот вопрос - прерогатива МПС. Но в любом случае поездка в Москву самолетом обойдется дороже.
Оба поезда скоро пройдут приемные испытания в МПС, и уже в четвертом квартале может быть принято решение об их массовом производстве. По оценкам специалистов, в ближайшие шесть лет железным дорогам страны понадобится не менее 18 "Соколов". На электрички же спрос и вовсе огромный: только одной Октябрьской дороге требуется не менее четырехсот новых составов.
По мнению Валерия Саввова, "Соколу-250" принадлежит будущее: несмотря на довольно высокую себестоимость - 20 миллионов долларов, затраты на его эксплуатацию на треть меньше, чем по тому же ЭР-200, который скорее всего больше уже выпускать не будут. Да и окупается новый поезд за восемь лет при сроке службы в 25 лет. Правда, на самой высокоскоростной трассе (если ее когда-нибудь все же построят) будет эксплуатироваться уже другая модель - "Сокол-350", развивающий скорость соответственно до 350 км/ч. Разработки по созданию новой модели уже ведутся.
И еще одна любопытная подробность. По словам Саввова, "Сокол" на отдельных участках пути будет превращаться в... электростанцию. Дело в том, что благодаря асинхронному приводу на спуске с возвышенностей он не просто перестает потреблять электроэнергию с проводов, а, наоборот, отдает ее: такова техническая особенность привода. Понятно, что это еще более повышает экономичность скоростного поезда.