Круто изменились вчера судьбы четырех десятков молодых петербуржцев. Волею обстоятельств они оказались в абсолютно непривычной и поначалу весьма чуждой обстановке. Вскоре такая же участь постигнет и еще многие сотни их ровесников.
Но ничего страшного не случилось. Просто на сборный пункт Санкт-Петербурга, что на Загородном проспекте, прибыла первая партия новобранцев. Так отстраненное, почти виртуальное понятие "осенний призыв" сразу же обрело для них плоть и кровь.
По словам начальника сборного пункта подполковника Рефата Аппазова, призывники прибыли строго по разнарядке практически из всех городских районов, за исключением Кронштадта. От каждого территориального образования - по 1 - 2 человека. Дальше прибывающих будет и поболее.
Хотя все они признаны годными к ратной службе районными призывными комиссиями, состоялся еще один тщательный медицинский осмотр. Затем - небольшое собеседование и обязательное в таких случаях снятие отпечатков пальцев. Лишь затем были окончательно утверждены рода войск, в которых им предстоит служить.
"Наибольшей популярностью по традиции пользуются ВДВ, погранвойска, различные части спецназа, Военно-Морской Флот. Сухопутные войска стоят где-то посерединке. Кстати, эти ребята изъявили желание служить именно в них. Неохотно идут призывники в подразделения МВД", - заметил по этому поводу подполковник Аппазов.
Всей вчерашней группе предстояло отправиться к месту службы в один из гарнизонов, расквартированных севернее Петербурга. Особых огорчений от такого расклада они явно не испытывали. Хотя как сказать.
"Где мне хотелось бы служить? А какая в сущности разница? Скажу так: в службе рядом с домом есть и плюсы, и минусы. Что родители поблизости - в общем, неплохо, но ведь и страну, если уж не мир, тоже когда-то надо посмотреть. А кем служить, лично мне все равно - пехотинцем, танкистом, артиллеристом", - сказал заранее подстригшийся "под ноль" паренек.
Как правило, призывников стараются на сборном пункте особо не мариновать. Крайне редко отдельные личности задерживаются здесь более чем на сутки. Тем не менее кроме обязательной кормежки для молодых людей предусмотрена целая культурная программа. Нас заверили, что, как только на пункте соберутся хотя бы человек сто, им обязательно устроят концерт. А пока к их услугам радиотрансляция и пашущий часами напролет телевизор.
А где культ, там, как известно, и просвет. В смысле - просвещение. Особый упор сделан на выступления прокурорских работников. Хотя бы по той простой причине, что теперь первое воинское звание "рядовой" новобранцам присваивает не командование части, а городской военный комиссар. Соответственно, с момента явки на сборный пункт они с точки зрения закона являются военнослужащими со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Им только не выдают оружие, не ставят в дежурство и не арестовывают. А вот побег со сборного пункта вполне может потянуть на уголовное преступление.
Правда, бежать отсюда никто не собирается. Эти парни уже определились в своем выборе. Основной "отсев" состоялся еще в районах. Поэтому сюда, на Загородный, по словам подполковника Аппазова, достаточно свободно могут пройти не только родители молодых солдат, но и представители столь не любимых некоторыми военными правозащитных организаций. Главное, чтобы повод для визита был серьезным.
...Неулыбчивые парни рассеянно смотрели в экран видавшего виды "Рекорда", когда раздалась команда на построение. Через несколько минут из ворот сборного пункта вышла небольшая колонна. Первая в числе многих. Эти ворота теперь закроются лишь под Новый год. По словам заместителя военного комиссара Санкт-Петербурга по призыву полковника Евгения Оборина, более половины прошедших через них юношей будут служить в Ленинградском военном округе. Впрочем, реалии нашего времени вполне могут внести в эти планы свои изменения.