Как-то особенно тревожно стало в мире в последнее время: падают самолеты, взрываются дома, гибнут люди... И все это почти одномоментно.
Директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов был в Крыму в тот день, когда все российские телевизионные каналы начали передавать страшную весть о взрыве самолета Ту-154 и падении его обломков в Черное море. Однако об этой вести он узнал только вечером. Украинские СМИ достаточно сдержанно говорили о трагедии. Почему?
- Потому что версия об ошибке украинских ПВО на учениях возникла сразу же. И Украина оказалась даже не в щекотливой, а в дурной ситуации. Конечно, эту версию нужно тщательно изучать, потому что она нуждается в безусловной доказательной базе. Специалисты, с которыми я общался, говорят, что такие вещи бывают, но они – из разряда жутких чудес.
- Однако версия теракта прозвучала первой. Насколько она вероятна?
- С моей точки зрения, вероятность есть, но достаточно мала. Закладка взрывного устройства в Новосибирске? Это не очень реально, ведь есть же досмотр. В Израиле? Там вообще сумасшествие творится на эту тему (хотя именно там есть кому закладывать). Версия теракта ослабляется тем, что никто до сих пор не взял на себя ответственность за случившееся. В небе, к сожалению, случаются всякие вещи. Мы же владеем очень малым количеством информации, чтобы делать какие-то выводы. Думаю, что расследование будет идти нормально: в этом заинтересованы и Россия, и Украина, и Израиль.
- Достаточно было президенту России заявить о технической помощи Северному альянсу, как мы автоматически стали заединщиками с американцами. Простые россияне, да и наши соседи – украинцы, белорусы, очень боятся, что Россия активно «встрянет» в эту проблему. Не повлияет ли это на дальнейшие события в мире?
- Все, что происходит сейчас, влияет на дальнейшее развитие мироустройства. Мир уже изменился, еще до всех этих терактов. В данном случае, на мой взгляд, руководство России занимает достаточно грамотную, осторожную и взвешенную позицию в этом вопросе. Остаться в стороне от того, что происходит в непосредственной близости от наших границ – что может быть хуже этого? Исключиться из этого процесса невозможно. Это была бы страусиная, бездарная политика. Когда востоковед Жириновский говорит, что не надо помогать Северному альянсу, что там один сброд, доля справедливости в этом есть. Но ведь и пойти на альянс с талибами – это на уровне политической фантастики.
В общем, Россия должна преследовать свои интересы, а это возможно лишь находясь в процессе. Нельзя же здесь следовать китайской притче «Пусть тигр схлестнется с драконом, а хитрая обезьяна будет сидеть на дереве. И пусть они друг друга сожрут, а обезьяне достанется все». Это все в сказках красиво, а в жизни так не бывает.
Мы уже озвучили помощь Северному альянсу техникой, вооружением. Поэтому естественно, что там есть наши люди. Которые должны все это расконсервировать, собрать. Говорят, нет там наших военных, советников... Значит, есть гражданские – какая разница? Есть и оперативные работники, и агентура (несмотря на то, что она разрознена, поистреблена). В общем, у нас есть кое-что, чего нет у американцев, И коль скоро продекларировано наше сотрудничество, то деваться некуда.
Что же касается непосредственно боевого участия, то вопрос этот сложный, опасный...
Самих же американцев там ждет много бед. Они столкнутся с потерями, несмотря на супербатальоны и дивизии. Жизнь – это не красивый боевик. А они себя развратили этими фильмами. Война в Афганистане – это не увеселительная прогулка, не пикник. Как я полагаю, они не умеют плотно и долго воевать в ситуации нехватки элементарного (той же туалетной бумаги). А ее будет не хватать. Кто и как ее будет подвозить? Вертолетами? А их в условиях горной местности будут сбивать в пух и прах так, что перья полетят. Как и наши вертолеты сбивали. Автокараванами? Будут жечь эти караваны. И настроение в американском обществе, а следовательно — и в политическом руководстве, будет меняться, как только пойдут первые гробы. А они будут, если США намерены запускать туда своих людей.
- Андрей, многие у нас побаиваются этой непонятной восточной хитрости, этих перевертышей. Сначала Шах Масуд был против нас, потом – с нами. Сначала Дустум – против, сейчас – за. Как верить сегодня этим людям?
- Да никак. И вовсе они не с нами. У них свои интересы в Афганистане. У Америки – свои. У России – свои. Иногда в чем-то они совпадают. И не более того.
252 секунды и 78 жизней? Узнаем ли мы правду о катастрофе над Черным морем
4 октября мир узнал об очередной авиационной катастрофе. В небе над Черным морем взорвался, а затем упал в воду российский самолет ТУ-154.
Катастрофа унесла 12 жизней наших летчиков и 66 пассажиров - граждан Израиля. Самолет следовал по оживленной воздушной трассе на высоте свыше десяти тысяч метров из города Тель-Авив в Новосибирск.
Сразу же начали выдвигаться версии произошедшего. Учитывая, что, по статистике, самолеты терпят крушение или сразу же после взлета, либо при посадке и то, что лайнер был российским, а на борту были 66 израильтян, одна из первых версий была связана с взрывом бомбы на борту. В свете последних событий в мире эта версия на тот момент казалась самой правдоподобной. Правда, специалисты сразу же усомнились в том, что в аэропорту «Бен Гурион» мимо службы безопасности, считающейся лучшей в мире, можно пронести на борт самолета взрывное устройство.
Но через некоторое время в прессу стали просачиваться сведения о том, что 4 октября в Крыму украинские войска ПВО проводили стрельбы из ракетных зенитных комплексов С-200. Украинские власти немедленно отреагировали на это сообщением, что учения, дескать, действительно планировались на тот день, но были отложены по техническим причинам. Это было первое добровольное заблуждение министерства обороны Украины. Через короткий промежуток времени им все-таки в тот же день пришлось признать факт проведения учений своих войск ПВО. (Расстаться со своим «неведением» их побудили данные, просочившиеся в американскую прессу. Штатовские спутники из космоса наблюдали за ходом украинских учений и зафиксировали старт ракеты типа «земля - воздух».)
После этого скандал начал разрастаться как снежный ком, пущенный с горы. Российские власти запросили у соседей точные данные об учениях, проводимых в Крыму, но, получив ответ, сочли его недостаточным. Украинцы настаивали, что у них на вооружении нет новых зенитных комплексов С-300, а есть только устаревший ЗРК С-200, который никак не мог поразить самолет, летевший на расстоянии 250 километров. Это было следующим добровольным заблуждением украинских военных.
И дело даже не в том, есть у них С-300 или нет, а в том, что у РЗК С-200 существует три модификации. Самая первая модель - С-200 А («Ангара») была поставлена на вооружение в 1967 году. Следующая модификация этого комплекса – С-200 В («Вега») поступила в войска ПВО в 1970 году. Ракеты, выпущенные из этих комплексов, действительно никак не смогли бы поразить самолет, летевший на таком большом расстоянии. Но существует еще один комплекс – С –200 Д («Дубна»), модернизированный, который находится в использовании войск ПВО с 1975 года. У этой модели увеличен запас дальности полета и доведен со 150 до 240 - 260 километров (на некоторых комплексах до - 300 километров).
Скорость полета ракеты доходит до 1200 метров в секунду. Из такого комплекса вполне возможно поразить авиалайнер, летящий на расстоянии 250 километров. Время между стартом ракеты с Крымского полуострова до взрыва ТУ-154 составляет 252 секунды. Первые полминуты ракета летит со скоростью меньшей, чем 1200 метров в секунду, но потом разгоняется и держит, в принципе, постоянную скорость. Произведем элементарные математические расчеты, и становится ясно, что совершенно независимо от того, с какой скоростью двигалась ракета первые полминуты, оставшегося времени – 222 секунды - достаточно (двигаясь со скоростью 1200 м/с), чтобы преодолеть 250 километров. То, что стрельбы производились из С-200 Д, теперь признали даже украинские генералы. Но тут же заявили, что ракета, не попавшая в цель, самоликвидировалась и упала в Черное море. Пока неизвестно, заблуждение это или нет. (На момент выхода нашей газеты, возможно, уже будет известна вся степень добровольных заблуждений украинских чиновников.)
Если выяснится, что ракета на самом деле самоуничтожилась, что маловероятно, то все равно останутся два вопроса. Один - риторический: почему украинские чиновники так долго говорили неправду или недоговаривали? Второй вопрос гораздо важнее: почему украинские ПВО проводят свои учения вблизи оживленных авиатрасс?
Раньше на территории СССР было три полигона для проведения стрельб ракетами «земля - воздух», два в РСФСР и один в Казахстане. Но начиная с 1992 года эти два теперь уже суверенных государства стали требовать деньги с других стран СНГ за использование полигонов. Украина, как известно, страна «незалежная» и пытается быть максимально независимой от России, поэтому и построила свой собственный полигон в Крыму. Это и были первые - с него - стрельбы. Еще до проведения этих учений украинские власти предлагали Грузии свой новый полигон для стрельб. И независимо от того, что послужило гибелью сибирского авиалайнера, опасность существует для всех самолетов, следующих по воздушному коридору, находящемуся в районе досягаемости ракет такой ПВО.
А скандал разрастается и может иметь и политические последствия. Если подтвердится, что ТУ-154 был сбит ракетой, запущенной с Крыма, Россия может потребовать от Украины закрытия нового полигона и контроля за действиями систем ПВО соседей, так как самолетов у нас еще много. И вообще, думать надо украинским генералам, где и как ракетчиков тренировать, а не «добровольно заблуждаться» после того, как погибнут люди.