Сегодня в аэропорту «Пулково-1» прошли комплексные региональные оперативно-тактические учения по плану операции «Набат». Сотрудники УФСБ и ГУВД Петербурга и Ленобласти, СЗ УВДТ и аэропортовых служб отрабатывали совместные действия по освобождению захваченного террористами самолета «ТУ-134» рейсом «Мурманск - Санкт-Петербург», на борту которого находилось около ста заложников.
Операция по вызволению заложников с захваченного террористами самолета продолжалась порядка двух часов. Детальный разбор ее еще только предстоит. Но, как отметил сегодня на пресс-конференции, посвященной учениям начальник УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Смирнов, «в осуществлении подобных действий правоохранительными органами и службами безопасности есть слабые места». А именно: слабое взаимодействие между различными подразделениями, нечеткое или недостаточно оперативное выполнение команд и несвоевременность докладов о выполнении тех или иных команд.
По словам начальника Северо-Западного УВД на транспорте Анатолия Жуковского, учения были плановыми, ни к чему не приуроченными, однако события, происходящие сегодня в стране и в мире, подтверждают актуальность проведения таких мероприятий.
Как заявил начальник УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергей Смирнов, у спецслужб РФ на сегодняшний день имеется информация о возможном захвате российских воздушных судов, но она требует проверки. Потенциальными терактами, по сообщению Сергея Смирнова, угрожают не Петербургу, а другим (неназванным на пресс-конференции) крупным городам нашей страны.
Напомним, что всего с 1997 по 2001 год на территории России произошло 648 актов незаконного вмешательства в деятельность объектов воздушного транспорта (захваты и угоны самолетов, ложные и действительные минирования авиатранспорта и аэропортовых комплексов, разбои, убийства, грабежи, провоз запрещенных грузов и пр.). Из этих актов – 487 деяний террористического толка (непосредственно захваты, угоны, минирования и пр.).
По мнению директора ГУАП "Пулково" Бориса Демченко вероятность терактов на авиалиниях и в аэропортах остается сейчас достаточно высокой. В настоящий момент есть общие международные правила по паспортному контролю и досмотру ручной клади, однако насчет досмотра багажа, который загружается в багажные отделения самолетов, жестких требований нет. В одних городах (к ним относится и Санкт-Петербург) содержимое сумок и чемоданов серьезно контролируется, в других (в их числе Мурманск, Калиниград) – нет, что и вызывает закономерное беспокойство. Но по словам Бориса Демченко, проблема решается: в течение ближайшего года обязательный досмотр багажа будет введен во всех аэропортах России.
Агентство журналистских расследований