Вокруг кольцевой автодороги Петербурга (КАД) сейчас кипят страсти. Тогда как компании борются за подряды в строительстве, экологов и жителей беспокоит совсем другое. На нервы действует и сама стройка - порой и по ночам под окнами домов громыхает. Волнуют и последствия влияния автодороги на окружающую среду.
Известно, что из стометровой санзоны необходимо переселить людей - несколько десятков жилых домов. Компенсация за квартиру равняется ее рыночной стоимости. Опустевшие здания потом решено переделать под офисы. Но какие действия еще предпринимаются для защиты петербуржцев? Сколько ни вешай плакатов о том, что КАД - это чистый воздух в городе, люди ждут больших разъяснений.
Что касается ночной стройки, то издано распоряжение руководства строительства КАД, запрещающее проводить работы в ночное время. Если оно не соблюдается, то это грубейшее нарушение. Об этом сказал на пресс-конференции завкафедрой экологии Балтийского государственного технического университета Николай Иванов, возглавивший комиссию по обеспечению экологической безопасности строительства КАД. Эта независимая научная комиссия изучила, как повлияет КАД на экологию Петербурга и здоровье его жителей. По всем параметрам вредности были проведены расчеты и основным фактором, определяющим размеры санитарно-защитной зоны, стал шум.
Если не делать от шума защиты, то зона должна быть не меньше 700 - 800, а то и 1000 метров с обеих сторон дороги. Другие причины загрязнения можно устранить в пределах стометровой санзоны. В августе госкомиссия подписала новую оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), касающуюся технико-экономического обоснования кольцевой автодороги. Обоснована установка зоны в 100 метров, а с шумом решили бороться с помощью системы специальных акустических экранов и зеленых посадок.
Экраны будут поставлены для защиты от шума и химического загрязнения в зонах жилой застройки (в тех местах дороги, где она непосредственно близко подходит к домам). Всего длина экранов 40 километров, потому что их растянут плотной стеной по обеим сторонам и посередине трассы. Но защищать они станут людей только на протяжении примерно десяти километров КАД. Экранировать автодорогу станут, например, в районах Ржевки, Троицкого поля, Суздальского проспекта, Руставели, Бугров. Экраны делает питерское предприятие "Лахта", получив на них патент. Они в два раза дешевле других аналогов, примерно один метр - от 100 до 150 долларов. Первый экран уже сооружается на станции Горская.
В остальных местах, где это возможно, рекомендовано создать зеленую зону. Однако здесь могут возникнуть проблемы. Во-первых, в пылу юбилейной горячки у города до посадок дело может так и не дойти. Но если сажать деревья все-таки начнут, то до какой степени это будет сделано добросовестно и станут ли о них заботиться, чтобы те не зачахли, - тоже вопрос. Специалисты отмечают, что многие зеленые насаждения Петербурга возле магистралей весьма в плачевном состоянии. А озеленение по всем правилам потребует немалых усилий и денег.