Согласно одному из указов Ельцина, эпоха призывных кампаний должна была окончиться еще в 2000 году. Однако и поныне каждой весной и осенью в коридорах военкоматов собираются стайки непривычно покладистых молодых парней, с трепетом ожидающих предстоящего крутого изменения в своей доселе беззаботной гражданской жизни. На днях высокопоставленный представитель штаба Ленинградского военного округа прокомментировал перспективы начинающегося 1 октября осеннего призыва в Вооруженные Силы. Приведенные им цифры не могут не тревожить.
Если в 1999 году примерно половина бойцов, пополнивших части и подразделения ЛенВО, отвечали установленным физическим кондициям, то впоследствии их количество упало до 39 процентов. За тот же период число новобранцев с высшим образованием снизилось с 2,7 до 2,2 процента. Одновременно количество солдат с 4-5-классным образованием превысило 40 процентов от общего числа призывников. Год назад был поставлен своего рода печальный "рекорд" - под ружье поставили шестерых полностью неграмотных парней.
Зато кого в армии и на флоте становится больше, так это молодых людей с тюремным опытом за плечами. Два года назад от общего числа призванных в строй новобранцев со снятыми или погашенными судимостями оказалось 8 процентов, а весной этого года - уже почти десять процентов. В связи с этим завтрашних солдат вряд ли ободрит факт, что три четверти из них будут отдавать долг отчизне, не выезжая за пределы Ленинградского военного округа.
Похоже, призывная "глыба" таять пока и не собирается. По крайней мере, пока со стороны военных и речи не идет о переходе на службу по контракту или - проще - по найму. Это подтвердила и дискуссия, развернувшаяся на одном телевизионном ток-шоу, посвященном реформированию Вооруженных Сил.
Когда в аудитории зашла речь о комплектовании армии и флота, ваш корреспондент поинтересовался у одного из участников: "Если с каждым годом все труднее найти годных призывников, если в обозримом будущем не видно особых причин для улучшения призывного контингента, то почему же вы так упорно ратуете за сохранение нынешней системы всеобщей воинской обязанности?" Внятного ответа не последовало.
Так или иначе, на днях нескольким тысячам юношей предстоит с головой окунуться в непривычную атмосферу. Впрочем, в призывной процесс хотя бы на время могут угодить и люди, вовсе к нему не причастные.
Не секрет, что в нашем городе к отлову не желающих служить в армии частенько привлекают правоохранительные органы. По словам начальника юридической группы питерского горвоенкомата Дмитрия Яскова, это оправданно лишь в исключительных случаях. И то - при отработке данных, поступивших из призывных комиссий. Практику, когда парней призывного возраста под предлогом проверки документов задерживают прямо на улице и затем препровождают в милицию, офицер дипломатично назвал перегибом. Однако Дмитрий Викторович фактически подтвердил, что на деле даже наличие паспорта с регистрационным штампом или военного билета с отметкой о прохождении военной службы не служит гарантией свободы. Милиционер может счесть документы поддельными. А молодой человек потом еще не раз подумает - что же это за почетный долг перед Родиной, на выполнение которого его тянут чуть ли не под конвоем?