Детективное агентство "Кролл" 25 сентября наконец обнародовало отчет о собственном расследовании дела об исчезновении украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Напомню, пресс-конференция по этому поводу была отложена из-за терактов в США. Правда, ничего нового детективы не сообщили.
Так, например пленки бывшего майора Госохраны Мельниченко, согласно выводам экспертов, не могут быть использованы как вещественное доказательство, поскольку они получены в результате монтажа. Кроме того, они не могли быть записаны таким образом, как утверждал Мельниченко.
Ознакомится с результатами семимесячной работы детективов из "Кролл" пригласили 110 журналистов из, похоже, всех присутствующих в Украине отечественных и зарубежных СМИ. Сами частные агенты приехать в Киев не смогли и вещали из своего офиса в Вашингтоне. Первый и, как оказалось в последствии, последний отчет "Кролл" о расследовании дела Гонгадзе занял 50 страниц текста. Но ничего нового журналисты так и не узнали. Если не считать того, что заморские детективы всё-таки провели следственный эксперимент и определили, что так называемые "плёнки Мельниченко" не могли быть записаны способом, о котором говорил сам отставной майор. Да и сами записи, скорее всего, смонтированы. И уж тем более они не могут считаться вещественным доказательством. Кто стоит за исчезновением и вероятным убийством Георгием Гонгадзе представители "Кролла" так и не определили. Детективы объясняют это тем, что украинская прокуратура не поделилась с ними материалами следствия. В Генпрокуратуре якобы говорят, что после того, как Николай Мельниченко скрылся в Соединенных Штатах, к американским детективам, пусть даже частным, особого доверия они не испытывают. Кстати, сейчас "Кролл", по словам его руководства, все свои сил? сосредоточит на расследовании террактов в Соединенных Штатах. И возвращаться к делу Гонгадзе пока не намерено.
Компромат или жизнь
Журналисту Георгию Гонгадзе, пропавшему в Киеве 16 сентября прошлого года, возможно, еще предстоит сыграть свою роль в новейшей истории Украины. Его останки, найденные полтора месяца спустя, не преданы земле до сих пор. Значит, точка в этой истории не поставлена, несмотря на то что руководители правоохранительных органов назвали имя убийц.
Наше агентство на протяжении девяти месяцев вело свое расследование обстоятельств исчезновения Гонгадзе. Мы не можем назвать имена заказчиков этого преступления, но наши выводы расходится как с официальной точкой зрения, так и с мнением тех, кто уверен, что журналиста "заказал" не кто иной, как сам президент Украины Кучма.
Украинским правоохранителям впору поставить памятник двум рядовым представителям местной братвы - Циклопу и Матросу, на которых списали расправу над журналистом. Согласно обнародованной в Киеве информации, признанной официальной версией следствия, Циклоп с Матросом убили Гонгадзе в результате случайной ссоры, вывезли труп в лес за 120 километров от города, закопали, составили схему с указанием места захоронения, а вскоре были убиты сами. Схему обнаружили вместе с телами братков.
Вероятно, чисто теоретически Матрос с Циклопом могли бы разобраться с кем-то на бытовой почве. Но никто не будет прятать труп, ставший следствием уличной разборки, отделять от тела голову, которая так и не найдена, составлять и носить с собой схему захоронения. Наконец, слишком скоропостижна и своевременна оказалась кончина обидчиков журналиста.
Списать эту историю хотя бы на "конкретных пацанов", с которых уже нечего спросить, было весьма соблазнительно - слишком дорого стоил скандал, разгоревшийся после исчезновения Гонгадзе, официальному Киеву, а реальные следственные действия так и не дали какого-либо существенного результата.
Справедливости ради надо сказать, что в неофициальных беседах наши источники в силовых структурах Украины откровенно говорили: "Это полная туфта, но мы вынуждены делать вид, что работаем. Списываем на мертвых".
Заметим лишь, что фактически фиаско в расследовании постигло не только украинских сыщиков, но и детективов известнейшей международной фирмы "Кролл", работавших в Киеве по приглашению людей, имеющих непосредственное отношение к Леониду Кучме. Последнее обстоятельство заставляет предположить, что Кучму интересовал реальный результат не менее своих оппонентов. Ведь даже если те, кто приглашал "Кролл", предполагали, что он ничего не найдет, нельзя было исключать, что специалистам из спецслужб США и Великобритании все же удастся докопаться до истины.
Интерес Кучмы более чем очевиден. 28 ноября, через две недели после того, как Украина узнала о находке в лесу в Таращанском районе Киевской области обезглавленного тела, в котором коллеги опознали пропавшего руководителя интернет-издания "Украинская правда", лидер соцпартии и депутат Верховной Рады Александр Мороз объявил о наличии записей разговоров президента Леонида Кучмы, высказывающего теперь уже бывшему министру внутренних дел пожелание устранения журналиста. Так начался "Кучмагейт".
Не будет преувеличением сказать, что не только жители Украны с упоением читали фрагменты записей разговоров в кабинете Кучмы, обнародованных Морозом, до сих пор любой желающий может прослушать эти записи в Интернете, не говоря уже о тысячах и тысячах компакт-дисках, разошедшихся по всей стране.
Разговор якобы Кучмы с неизвестным
"Кучма": Ты давай мне этого самого по "Украинской Правде" и...будем решать, что с ним делать. Он просто оборзел уже.
- Завели дело.
"Кучма": Нет, для меня дело не обязательно... "Украинская Правда", ну совсем уже, бля, оборзели. Подонок, бля. Грузин, грузин, блин, Гонгадзе, или как?
- Гонгадзе.
...
"Кучма": Просто, бля, ...есть какая-то мера, сука, бля... Депортировать его, блядь, в Грузию и выкинуть там на хуй. Отвезти его в Грузию и оставить там, надо чтоб чеченцы его украли...
Разговор якобы Кучмы с Кравченко(экс-глава МВД)
"Кучма": Этот грузин.
- А я, мы работаем.
"Кучма": Я и говорю, вывезти его, бросить. Отдать чеченцам. (неразборчиво), а потом выкуп.
- Мы продумаем. Мы сделаем так, чтобы...
"Кучма": Значит, отвезти его, раздеть, бля, без штанов оставить, пусть сидит.
- Я бы сделал просто, бля, мне сегодня докладывали. Мы обстановочку изучаем: где он ходит, как ходит. Там у нас на связи сидит... Еще немножко, немножко изучить, мы сделаем. У меня сейчас команда боевая, такие орлы, все что хочешь сделают. Значит, вот такая ситуация.
"Кучма": Что-то вы про Гонгадзе молчите?
- Молчим (неразборчиво)... Открыто. Ну, я вам докладываю. Мы там немного прокололись.
"Кучма": У него там команда, во главе которой стоит фамилию мне сказали, бля. Ну, чтобы оно не шло, так как грязь кидают в Россию через Интернет. Ну, в Интернет через Россию.
- Ясно. Я Гонгадзе не отпускаю. Просто у нас возник вопрос, я тоже это... Хотя уже есть контакты... Ну, было...из наружного наблюдения. Хочу его контакты подызучить. Что из себя представляют...
"Кучма": И узнать, есть ли там команда. Говорили про какие-то фамилии. Которые строчат эту грязь...
- Их три человека. У меня есть они. У меня все они есть. Но я хочу с него начать. Как это...генеральная отреагирует. Номеров, насколько я знаю, у них нет.
"Кучма": А при чем Генеральная в связи с Гонгадзе?
- Есть их заявление. Это же официально.
"Кучма": Ну и что?
- Заявление-то официальное.
"Кучма": И чего это каждая срань должна писать на генерального прокурора.
Мы не ставим под сомнение сам факт состоявшихся диалогов и, не говоря о лексике, ни в коем случае не защищаем Леонида Даниловича, позволяющего подобные разговоры. Тем более что подобные разговоры могут восприниматься подчиненными как руководство к действию. На первый взгляд непосредственная причастность президента к исчезновению журналиста не вызывает сомнений. И все же содержание этих бесед дает больше вопросов, чем кажущихся очевидными выводов.
Просматривая все публикации "Украинской правды", мы не обнаружили ничего, что выделяло бы Гонгадзе из десятков других оппозиционных журналистов, а его материалы вряд ли могли вызвать такую реакцию.
Публикации интернет-газеты даже в отношении конкретных персон носили весьма общий характер и не могли представлять какой-либо серьезной угрозы. Любой желающий может и сегодня ознакомиться с ними на сайте "УП" и сделать самостоятельные выводы. Не говоря уже о том, что круг читателей "УП" был очень узок и ограничивался, главным образом, депутатами парламента и партийными деятелями - на сентябрь общее число посетителей сайта с момента его создания не превышало десятка тысяч.
Наконец, по нашим сведениям сам Леонид Кучма Интернетом не пользуется и в лучшем случае знал о существовании такого издания понаслышке. Зато он точно знал, что Гонгадзе "через Интернет кидает грязь" то ли в Россию, то ли через Россию. Какую грязь имел в виду Леонид Данилович?
Здесь нельзя не обойти вниманием недолгую историю появления на свет самой "Украинской правды".
* * *
Возьмемся утверждать, что независимо от обстоятельств исчезновения Гонгадзе маленькая "Украинская правда" практически с момента своего возникновения оказалась вовлеченной в большие политические игры. Мы бы вряд ли остановились на этих событиях, если бы не одно НО. Каждое из них так или иначе могло сказаться на судьбе Георгия.
Официально "Украинская правда" появилась в Интернете весной прошлого года.
Своим выходом в свет газета обязана не только энергии Георгия, но и спонсору, которого удалось найти руководителю проекта. Спонсор у еще не родившегося издания появился в конце марта. Гонгадзе в разговорах с друзьями называл этого человека Петровичем и описывал грозный вид его личного охранника. Впрочем, для сотрудников "УП" не было секретом, что спонсор имеет непосредственное отношение к секретарю Совета безопасности, бывшему шефу КГБ Украины и экс-кандидату в президенты Евгению Маpчуку.
Спонсор предоставил газете помещение и оргтехнику. В апреле-мае те же люди передали руководителю проекта 2000 и 500 долларов соответственно на зарплату сотрудникам и текущие платежи. Эти средства вполне достаточны для финансирования небольшого интернет-проекта. Альянс распался совершенно неожиданно.
Редакции не хватало журналистских материалов. Поэтому Гонгадзе заключил устную договоренность с руководством газеты "Грани", в соответствии с которой "УП" могла перепечатывать публикации из "Граней" в любых количествах. При этом Гонгадзе просил всех своих сотрудников обратить особое внимание на публикации корреспондента "Граней" Татьяны Коробовой в связи с тем, что она неоднократно, как журналист, демонстрировала свою неприязнь к Марчуку. На одном из совещаний Гонгадзе еще раз обратил внимание коллег, что их спонсирует Марчук, а потому порицающие его публикации на сайте "УП" невозможны. На этом совещании, по имеющимся у нас свидетельствам, присутствовала и редактор "УП" Алена Притула, близкая подруга Георгия.
Через несколько дней после совещания Гонгадзе уехал в Винницу в целях организации предвыборной кампании местного мэра. Материал Татьяны Коробовой "Претенденты в президенты, расслабьтесь!", содержавший негативные выпады в адрес Марчука, вышел в "Гранях" за 15-21 мая и на следующий день был перепечатан "УП". В день публикации этого материала на сайте, буквально через час после его размещения, Гонгадзе звонил в офис "УП" из Винницы, чтобы выразить свое возмущение этим фактом. Он потребовал снять этот материал с сайта как можно быстрее. Материал сняли в тот же день. Между тем в электронном архиве "УП" этот материал остался.
Чем руководствовалась Алена - нам не ведомо. Вполне возможно, г-же Притуле просто не понравился спонсор. Однако последствия отчаянного шага главного редактора не замедлили дать о себя знать. В редакции появились вежливые ребята, которые вынесли оттуда выданные Петpовичем компьютеры и предложили сотрудникам освободить офис. Деньги, заработанные Гонгадзе на выборах, пошли на покупку новой техники и зарплату.
После разрыва с "людьми Марчука" газета оказалась не в лучшем финансовом положении, и Гонгадзе вынужден был одалживать или брать деньги у различных кредиторов. Это тоже характерная деталь из биографии "УП". Вскоре в кругу общения Георгия появился журналист Лавpентий Малазония, который стал регулярно наведываться в "Украинскую правду". Следует заметить, что Лаврентий Малазония принадлежит к команде Григория Суркиса, одного из самых известных на Украине финансистов, политиков владельца знаменитого футбольного клуба "Динамо-Киев".
В начале августа Лаврентий свел Георгия со своим шефом, предложившим спонсорскую помощь на содержание "Украинской правды". По словам супруги Георгия Мирославы, ее мужу показалось, что Суркис хочет его нейтрализовать и поэтому готов платить.
От предложенных Суркисом 2,5 тысячи долларов Гонгадзе предпочел отказаться. В то же время Георгий собирался вести переговоры с конкурентом Суркиса - также депутатом Верховной Рады и влиятельным бизнесменом Александром Волковым. Любые идеи по этой линии потеряли смысл после 5 сентября, когда "Украинская правда" перепечатала еще одну статью. На этот раз - про Волкова...
Нельзя утверждать, что Георгий был излишне щепетилен в выборе источников финансирования. Впрочем, от нескольких источников, в том числе от тех, кто давал Георгию ссуды, мы знаем, что эти суммы не превышали 1-2 тысяч долларов и их невозврат не мог бы послужить причиной исчезновения журналиста.
А теперь - внимание. 28 марта, еще во время деловых отношений Гонгадзе с Марчуком, случился один, не очень заметный, но весьма характерный эпизод. Как утверждают очевидцы, в этот день Георгий с несколькими соратниками наведался в интернет-кафе и создал в сети анонимный сайт, на котором разместил материалы о зарубежных счетах Леонида Кучмы и причастности вице-спикера парламента Медведчука к торговле детьми.
Немудрено, что следствие по делу Гонгадзе наверняка не знало об этом эпизоде, относящемся к пикантным нюансам, о которых предпочитают не распространяться.
Очевидно, что Гонгадзе действовал не по собственной инициативе, а выполнял чью-то просьбу. Не секрет, что за выполнение таких просьб, как правило, платят деньги.
Из нескольких независимых источников нам стало известно, что, начиная с января 2000 года, некто предоставлял Гонгадзе материалы, компрометирующие высших должностных лиц Украины. Гонгадзе "помещал" их на анонимные сайты, используя для этого интернет-кафе. Эти материалы Гонгадзе обычно всегда носил с собой в сумке-портфеле. Он предавал им особое значение и не скрывал их существование от сотрудников газеты. С другой стороны, Гонгадзе никому, кроме Притулы, не давал их читать.
В беседе с сотрудникам АЖУР Алена подтвердила факт размещения материалов на анонимных сайтах. Алена не сказала только самого важного: кто "сливал" Георгию компромат. Именно эти сведения могут быть ключом к разгадке последовавших событий. У нас есть основания полагать, что специфические документы Притуле - Гонгадзе поставлял весьма высокопоставленный источник, возможно, имеющий выход на президента. Связь с этим источником Притула поддерживает до сих пор.
Может быть, как раз появление этих сайтов имел в виду Кучма, говоря о грязи в Интернете? Но о существовании этих сайтов знал крайне ограниченный круг лиц. В первую очередь - сами исполнители и заказчик. Заказчик же мог познакомить президента с новинками Интернета, намекнуть на имя исполнителя, и он же мог быть в курсе того, что кабинет Кучмы прослушивается. Судя по всему, записи разговоров президента велись по крайней мере с января 2000 года. Леонид Данилович успел наговорить много интересного, но бомба взорвалась лишь после исчезновения журналиста и обнаружения тела.
В день исчезновения Гонгадзе выходил от Притулы с этим портфелем. Притула говорит, что у Георгия в руках были два пакета с мусором. Один пакет на следующий день нашли рядом с домом в мусорном контейнере, второй так и не обнаружили. Возможно, что второго пакета с мусором не было, а вместо него был тот самый портфель. После исчезновения Гонгадзе Алена старалась обходить молчанием эту тему.
Георгий являлся фигурой, так или иначе вовлеченной в политический процесс. Запоминающаяся фамилия и известность в политической тусовке делали его идеальной кандидатурой в жертвы.
Агентство журналистских расследований