Депутаты питерского Законодательного собрания ищут спонсора, готового оплатить создание копии со знаменитого полотна Ильи Репина "Заседание Государственного совета". Кто знает, вдруг копия огромной и помпезной картины, украшавшей стену Большого зала Мариинского дворца вплоть до революции, вдохновит современных петербургских парламентариев на великие дела, и вырастут здесь новые Витте, Кони и Таганцевы
Корреспондент "Известий" попыталась найти авторов грандиозной идеи, позвонив в депутатскую комиссию по культуре. Но... ошиблась адресом. Председатель комиссии Леонид Романков уверен, что "дело депутатов - писать законы, а не картины". Хотя он и слышал об идее насчет репинского полотна, но не считает делом первостепенной важности:
- Я помню, как только был избран Ленинградский совет народных депутатов, возникла идея вернуть полотно Репина из Русского музея на свое историческое место - ведь Репин писал полотно по заказу царя именно для Большого зала Мариинского дворца. Но в Русском музее даже слышать об этом не захотели - и правильно сделали: у них там музейное хранение, а у нас - вечная нервотрепка...
Спустя годы к идее вернулись - Большой зал Мариинского дворца сегодня находится в процессе реконструкции: восстанавливают кресла, потолки, люстру. Пусть не оригинал, но хотя бы копия репинского полотна займет свое место на стене (прямо над местом спикера). Правда, стоимость копии вызвала у депутатов шок - копиист запросил 50 тысяч долларов.
"Да сам автор, наверное, в свое время меньше получил", - восклицает Романков. Цифра разочаровала многих тянущихся к прекрасному депутатов, и от предложения включить расходы на копию репинского "Госсовета" в бюджет следующего года решили отказаться - избиратели не поймут. Теперь ищут спонсора.
Вообще не совсем понятно, почему современных парламентариев так притягивает полотно Репина "Заседание Госсовета". Сам автор не любил этой огромной помпезной работы, сделанной по заказу царя, - он и создал сухую бездушную картину, вполне в духе тогдашнего Госсовета, о котором Владимир Набоков (отец знаменитого писателя), служивший тогда в Государственной канцелярии, писал: "Тогда Мариинский дворец был святилищем высшей бюрократии... Внушительные фигуры по большей части престарелых сановников в лентах и орденах, сдержанные важные разговоры, все это создавало какую-то атмосферу недоступности, оторванности от низменной будничной жизни..." Нынешним-то, напротив, от будничной жизни отрываться никак нельзя - не переизберут.
Недавно депутатам пришлось отказаться от еще одной историко-культурной затеи: воссоздать депутатские кресла по эскизам Бенуа. Когда выяснилось, что одно "депутато-место" обойдется в 5 тысяч долларов, было решено посидеть пока на чем-нибудь попроще.