Неожиданное счастье привалило маленькому Кронштадту. Не расходуя никаких денег из бюджета, местные власти получат возможность подлатать городскую инфраструктуру. В ближайшее время здесь ожидается строительство гостиницы и улучшение всех подъездов к острову. На Котлин хлынет поток любопытных, благодаря которым городок разбогатеет и заживет новой жизнью. Уже в ближайшие дни сюда приедут представители Швеции и Финляндии, чтобы проверить готовность Кронштадта к приему туристов из Америки и Японии.
Пока петербургские власти и предприниматели спали, работники скандинавских турфирм вспомнили об историческом пути, по которому начиная с XIV века возили товары с Северо-Запада в Европу, через Россию конечно. Дорога начиналась с поселения, на месте которого расположен сейчас шведский городок Берген, проходила через Осло, Стокгольм, Хельсинки и далее на юг в Грецию.
У нас она известна как путь "из варяг в греки". На Западе это название мало раскручено, и потому, желая заняться экспортом туристов к себе, финские предприниматели обозвали его Королевской дорогой. На том только основании, что торговый путь проходил через города, где жили скандинавские короли. Впрочем, так же как и епископы, буржуа, торговцы, разбойники... На так называемой Королевской дороге возникали поселения ремесленников, строились церкви, городища, крепости, сейчас там есть что посмотреть.
В этом году туристический маршрут "Королевская дорога" решили продлить до Петербурга, через Выборг с заходом в Кронштадт по дамбе. Под это хитрые скандинавские предприниматели выбили крупную сумму из фондов программы "Тасис". Одной из приманок стал именно Кронштадт - город, иностранному туристу пока мало известный, но только по недоразумению. Если на любопытного и вянущего от тоски путешественника натравить грамотного русского экскурсовода, то кроме всем известного Морского собора, полуразвалившихся фортов и недостроенной дамбы он найдет что показать и рассказать. В Кронштадте был создан первый в мире ледокол, совершено первое в мире хлорирование воды и более 300 других мировых открытий. Все это малоинтересно финнам, однако, как показали проведенные теми же финнами и шведами маркетинговые исследования, весьма привлекательно для американцев и японцев.
В октябре туры по Королевской дороге с заездом в Кронштадт и Петербург начнут продаваться через сайты в Интернете, в декабре - на туристической ярмарке в Нью-Йорке, а где-нибудь в январе долгожданные зеваки и сопутствующие им доллары или евро доплывут и до Кронштадта.
Глава администрации Кронштадта Виктор Суриков рассчитывает, что его городу выпал шанс. Ведь заезжим туристам нужно будет что-то есть и где-то жить. "Может быть, у нас дороги починят и гостиницу подремонтируют", - рассказывает пресс-секретарь главы администрации Инна Кривоносова. Сегодня на Котлине только две маленькие гостиницы советской эпохи, более похожие на постоялые дворы, чем на отели. Селить американцев в них просто стыдно, да они и не согласятся - "Королевская дорога" рассчитана на состоятельных людей, покупающих индивидуальные туры.
Этим озаботили петербургских туроператоров. Комитет внешних связей провел конкурс, который выиграла фирма "Лесер" из Петербурга. Она займется обслуживанием туристов, клюнувших на "Королевскую дорогу", а сейчас спешно ищет инвестора для строительства гостиницы в Кронштадте. На первых порах туристов придется селить где-то на окраинах Петербурга, а на острове они будут проводить только 3 - 4 часа. Этого вполне достаточно, чтобы привлечь к недостроенной дамбе не только помешанных на экологии скандинавов, но и всю мировую общественность.