Экспресс-маршруты между крупнейшими районами Петербурга предложили организовать специалисты ГП «Пассажиравтотранс» — совместно с партнерами из Швеции они приступили к разработке проекта «Метробас».
Он предусматривает создание скоростных трасс с использованием комфортабельных машин со специально отведенными для них участками следования на улицах и проспектах. Первым может стать 20-километровый маршрут от метро «Проспект Большевиков» до района массовой жилищной застройки юго-запада с остановками, оборудованными специальными мини-платформами для удобства входа и выхода пассажиров.
Новый проект станет своеобразной вехой в долгой и нелегкой судьбе автобуса в нашем городе, который ровно три четверти века назад открыл на берегах Невы регулярные перевозки. Этому знаменательному событию была посвящена пресс-конференция, проведенная в офисе управления госпредприятия. Первый автобусный маршрут был проложен в сентябрьские дни 1926 года от сада Трудящихся к Детскосельскому вокзалу — на линии курсировали тогда три 20-местных «Фомага», переоборудованных в бывшей каретной мастерской на Конюшенной площади из немецких грузовиков.
К 1937 году в Ленинграде уже эксплуатировалось 311 машин, а к началу войны — более 500 автобусов. Во время блокады многие из них участвовали в перевозках по ледовой Дороге жизни, вывозили на Большую землю женщин, детей, стариков, раненых бойцов Красной Армии, а в обратный путь загружали салоны продовольствием. После Победы автобусный транспорт получил стремительное развитие — в наиболее благоприятные годы численность 10 автобусных предприятий города и пригородов составляла 4700 машин.
Ныне этот показатель уменьшился почти вдвое, большинство машин уже выработало ресурс. Однако даже в условиях недостаточного бюджетного финансирования автобусы входят в число лидеров наземных средств сообщения, а за счет развития коммерческих услуг удается повышать доходы, что в свою очередь позволяет сохранить сеть социальных маршрутов. В 2002 году город получит около 300 новых машин, преимущественно отечественного производства.
СПб-ТАСС