Одиннадцать лет прошло со дня смерти Виктора Цоя. Его песни многозначны и допускают множество толкований. Некоторые связывают идеи песен Цоя с евангельскими истинами. Такую трактовку предлагают основатели театра-клуба памяти Виктора Цоя "Место слева".
Он существует уже почти десять лет - его основали Татьяна Галахова и Татьяна Коссара.
Начнем с самого главного - с концепции. Чего хотели добиться основатели клуба? Во-первых, им не хотелось, чтобы клуб превратился в "тусовку" фанов "Кино", поющих песни Цоя на Богословском кладбище. Когда певец погиб, то на улице Рубинштейна, 13, творилось нечто невообразимое. "Скорые" увозили потерявших сознание подростков. Стены Рок-клуба были расписаны не то помадой, не то кровью. Прохожие переступали через плачущих детей, лежавших на асфальте...
Но уже через полгода после трагедии в крохотном помещении подросткового центра в Сосновой Поляне театр-клуб "Место слева" показал свой первый спектакль, построенный как диалог Виктора Цоя с "детьми проходных дворов". Они кричат ему что-то, а он отвечает. Ведь еще раньше возникла легенда о том, что ответы на все надписи, посвященные Цою, можно найти в его песнях.
Те, кто приходит в клуб, ставят Цоя рядом с Высоцким и даже Пушкиным. Возможно, кого-то и возмутит такая вольность. Но все трое (и Цой, и Высоцкий, и Пушкин) присутствуют в спектакле "Транквилизатор", поставленном театром-клубом.
Даже у классиков мировой литературы участники театра-клуба находили мысли, которые есть в песнях Цоя. Например, идею братской любви - в "Антигоне" Софокла. Или мысль о том, что "смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать" - в "Кровавой свадьбе" Гарсиа Лорки.
От творчества Цоя идут разные дорожки. Кто-то режет вены. Кто-то пишет стихи. А кто-то приходит к вере. И песни Цоя в последнем случае предстают в совершенно новом свете. Например, песню Цоя "Я иду по улице" Татьяна Коссара интерпретирует так. Цой поет, что он идет по улице в зеленом пиджаке. Зеленый - цвет Троицы. "И в зеркалах витрин я так похож на Бади Холи". Бади Холи - рок-музыкант, погибший в молодом возрасте.
Во фразе "Папа скоро даст свою машину покататься мне" фигурирует вовсе не Роберт Максимович, а Бог-Отец.
Иными словами, Цой предчувствовал свою гибель в автокатастрофе и что его миссия на земле скоро кончится.
Сторонников религиозного толкования творчества Цоя не смущает то, что он был человек светский. Они считают, что сам он был вовсе не тем, кем казался окружающим. Недаром он пел арию мистера Икс: "Всегда быть в маске - судьба моя". Одиночество было другой стороной его духовной свободы.