Сенсацией ознаменовалась нынешняя экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК), ведущая раскопки на территории Земляного городища в Старой Ладоге. Питерским археологам удалось найти культурный слой времен раннего средневековья, хотя в возможность этого в научном мире уже, кажется, никто не верил.
Город-призрак
Вообще-то сам факт существования средневековой Ладоги сомнений не вызывал. Дошедшие до нас письменные источники говорят, что Ладога была основана славянами еще в середине VIII века и дальше непрерывно развивалась, причем на одном и том же месте - даже дороги и улицы не меняли своего направления. До сих пор на территории Старой Ладоги можно встретить монастыри, церкви, колокольни, дома, амбары и другие старинные постройки, перемежающиеся урочищами, сопками и курганами. В самом же центре села находится крепость, построенная, по преданию, самим Рюриком.
А почему бы и нет, ведь варягов на Русь призвали именно ладожане. "Придоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрик..." - вот как описывается это событие в летописи. Да и в последующем князья из рода Рюриковичей вниманием Ладогу не обижали.
Именно сюда возвратился после победоносного похода на Царьград знаменитый вещий Олег. Именно здесь начинал свою карьеру государственного деятеля небезызвестный князь Игорь. Именно в Ладоге провел свою молодость его сын Святослав. Именно Ладогу преподнес в качестве свадебного подарка дочери шведского конунга, прекрасной Ингигерд, Ярослав Мудрый.
Да и во времена средневековья жизнь в Ладоге била ключом. В 1114 году город на берегах Волхова посетил один из авторов "Повести временных лет", великий князь Мстислав Владимирович, по инициативе которого была заложена новая каменная крепость. В это же время в Ладоге начинается интенсивное храмовое строительство. За каких-то десять лет, с 1153 по 1166 год, в городе возводятся 6 церквей: Успения, Спасская, Воскресенская, Георгиевская, Климента, Никольская. Часть этих сооружений сохранилась до наших дней. Однако никаких следов кипевшей здесь бурной строительной деятельности обнаружить так и не удалось.
- Еще в начале ХХ века археолог Н.И.Репников начал раскопки Земляного городища, впоследствии они были продолжены, - рассказывает заместитель начальника Староладожской археологической экспедиции научный сотрудник сектора славяно-финской археологии ИИМК Владимир Кильдюшевский. - Но странное дело - под слоем современного мусора сразу же начинался Х век. Средневековая же Ладога таинственным образом канула в Лету.
Долгое время эта загадка не давала покоя ученым. Предположения высказывались самые фантастические - начиная с того, что во времена средневековья Ладога располагалась на другом месте, и кончая тем, что в Х - XI веках из-за какого-то катаклизма (мор, нашествие викингов) город практически полностью обезлюдел и заново был заселен только в XII веке, чем и объясняется столь мощное строительство. Однако ни одна из этих гипотез так и не была подтверждена. Ладога продолжала хранить свою тайну вплоть до 90-х годов ХХ века.
Именно тогда начальник Староладожской экспедиции заведующий отделом славяно-финской археологии ИИМК Анатолий Кирпичников предположил, что культурный слой раннесредневековой Ладоги просто-напросто был срыт при строительстве земляных укреплений. И действительно, в 1584 - 1585 годах на месте ладожского посада была возведена земляная крепость, которая только и могла противостоять артиллерии. "Но если так, то под земляными валами XVI века может находиться нетронутый культурный слой средневековой Ладоги", - предположил Анатолий Кирпичников.
Для проверки этой гипотезы три года тому назад были начаты раскопки на месте, где некогда располагался земляной вал. Разведка не обещала ничего сенсационного - в пробных шурфах, которые прорезали вал, следов культурного слоя XII - XIII веков обнаружено не было. Тем не менее археологи начали копать - и не ошиблись.
- В прошлом году под насыпью вала мы обнаружили культурный слой XVI века, - рассказывает Владимир Кильдюшевский. - Под ним трудноуловимые XV - XIV века (такое впечатление, что строительство в этот период практически не велось, находили преимущественно керамику). Из-за наступивших холодов раскопки пришлось прекратить. Только в этом году мы докопались до XIII - XII веков. Таким образом, можно считать установленным фактом - средневековая Ладога действительно существовала, причем именно на том месте, где ее заложили в VIII веке (уже можно со всей определенностью сказать, что под раскопанными нами слоями имеются более древние).
Находки археологов (а на сегодняшний день в раскопе обнаружено около 450 различных предметов, не считая керамики) позволяют реконструировать быт, занятия и нравы средневековых ладожан. Как же жили в те времена в Ладоге?
Любовь к родному пепелищу
- Раскопки средневековой Ладоги только начались, поэтому о ее размерах судить пока что рано, - считает Владимир Кильдюшевский. - Однако мы знаем, что в XVI веке в Ладоге проживало около 500 человек. По тем временам это был достаточно крупный город.
Как и предполагали археологи, в XII веке город состоял из двух частей: крепости, где обитали князь со своей дружиной, за стенами которой скрывались ладожане в случае нападения врагов, и посада, также огороженного стеной. Время было неспокойным - на берегах Нево (старинное название Ладожского озера) пошаливали разбойники. Да и леса в то время подступали вплотную к городу (не то, что сейчас!), так что жить за пределами крепостных стен никто не хотел.
Скученность в связи с этим была страшной. Ладожане экономили каждый сантиметр площади внутри города. Улицы делались узенькие - от силы 2,5 метра, лишь бы проехала телега. Дома за заборами стояли буквально стена к стене. Впрочем, о состоянии улиц в то время заботились не в пример лучше, чем сейчас, - даже на окраине города, у крепостной стены, где копают археологи, проезжая часть была вымощена деревом.
Весьма плотная застройка способствовала пожарам. Археологи подсчитали, что каждые 10 - 15 лет русские города выгорали дотла. Ладожане, судя по всему, даже не пытались бороться с огнем. Выносили из изб нехитрый скарб, подхватывали на руки детей и с безопасного расстояния любовались огненным адом. Через два-три дня, когда разгул стихии прекращался, возвращались на пепелище. Разравнивали золу и отстраивались заново, на том же самом месте. И хотя после пожара пепел просеивали и уцелевшие вещи (ремесленные инструменты, сельскохозяйственные орудия) вынимали, чтобы и дальше использовать в хозяйстве, многое (на радость археологам) так и оставалось скрыто золой.
Комплексами ладожане не страдали
- Раскапывая дома рядовых горожан, мы то и дело натыкаемся на бусы - излюбленное украшение модниц эпохи раннего средневековья, - рассказывает Владимир Кильдюшевский. - Причем бусины самые разные: глазчатые (украшенные точками), покрытые волнистым орнаментом, рубчатые - выполненные из разноцветного стекла. Часть из них, похоже, сделана в Ладоге. Однако основная масса бус все-таки привозные, родина их - Восток (Сирия, Иран и т.д.). Стоили они в связи с этим достаточно дорого. По материалам захоронений мы знаем, что чем выше был социальный статус женщины, тем больше у нее было бус. Однако наши находки убедительно доказывают, что даже рядовая горожанка могла себе позволить это далеко не самое дешевое украшение.
Впрочем, не стоит думать, что средневековые ладожане утопали в роскоши. Скорее наоборот - в быту они были удивительно скромными. Достаточно посмотреть на дома, в которых жили ладожане.
Стандартный посадский дом представлял собой простой деревянный сруб 4 x 4 метра. Прямо напротив входа находилась печка-каменка, топившаяся по-черному. Поскольку сложена она была из булыжников, скрепленных глиной, то достаточно часто перегорала - каждые 10 лет ее приходилось перекладывать заново.
Тут же располагалась нехитрая утварь - горшки, ухваты и другие кухонные принадлежности. Причем интересное наблюдение - если на заре средневековья в XII веке хозяйки пользовались узкодонными горшками, покрытыми изящными узорами (всевозможные линии и волны, выполненные по сырой глине), то в XIV - XV веках, когда производство было поставлено на поток, керамика стала намного грубее.
Рядом с печкой были устроены полати, вдоль стен стояли лавки и рундуки. Этим нехитрое убранство избы и ограничивалось. Впрочем, учитывая, что на 16 - 22 метрах ютились от 5 до 10 человек, поместиться в ней могло только самое необходимое.
Современному человеку кажется странным, что можно нормально жить в такой тесноте. Однако средневековых ладожан их дома вполне устраивали. Не стоит забывать, что работали и отдыхали они на свежем воздухе, в избы же заходили только поесть и поспать. Да и излишними комплексами не страдали. Арабский путешественник, побывавший в Древней Руси, с изумлением отмечал, что мужчины спят с женщинами прямо на улицах, причем прохожие не обращают на совокупляющиеся парочки никакого внимания. Да и прочие естественные потребности было принято отправлять при всем честном народе, прямо у родного забора. Археологи отмечают, что во времена раннего средневековья туалетов на Руси просто не было. Выгребные ямы появились только в XV веке, когда наученные горьким опытом опустошительных эпидемий власти начали следить за санитарным состоянием городов.
Однако и в XII веке смертность была достаточно высокой. В ладожских захоронениях того времени множество детей и молодых людей, не доживших до 30 лет. Вот только в могилы их свела не моровая язва, свирепствовавшая в то время в Европе, а банальный голод. В суровом северном краю при весьма примитивной технике земледелия любой неурожай мог иметь роковые последствия для горожан. Правда, ладожане очень быстро научились подстраховываться.
Хотя основным занятием жителей средневековой Ладоги были ремесло и торговля, каждая семья в обязательном порядке имела огород у крепостных стен, на котором с большим энтузиазмом копалась в выходные дни и по вечерам. Не правда ли, знакомо?
Впрочем, подобные исторические параллели могут удивить кого угодно, только не археологов. Кому как не им знать, что достаточно сесть в машину, проехать 180 километров к северо-востоку от Петербурга и вы окажетесь в самой настоящей средневековой деревне. Люди здесь живут в покосившихся избушках, за водой ходят к колодцу, кормятся со своего огорода, как и сто, и тысячу лет тому назад. По вечерам же собираются на завалинке и рассказывают удивительные истории о прекрасном городе, стоявшем некогда на берегу Волхова, иноземных гостях, приезжавших в него с товарами, отважных мореходах, плававших за три моря. Стоит ли удивляться, ведь эта забытая Богом и людьми деревенька называется Ладога.