Вчера, под Псковом, во время показательного полета, имитирующего посадку на палубу авианосца, потерпел аварию самолет, пилотируемый заместителем командующего авиации ВМФ Героем России Тимуром Апакидзе. Именно этот маневр связывают с именем легендарного летчика - он был первым строевым пилотом, выполнившим самостоятельную посадку Су-27К (позднее Су-33) на палубу авианесущего крейсера в сентябре 1991 года.
Осенью 1997 года Тимур Апакидзе (в то время командир авиасоединения), и несколько его подчиненных освоили "кобру Пугачева" и "колокол" - приемы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому "нестандартному боевому маневрированию". Прежде эти фигуры высшего пилотажа не выполнял ни один строевой летчик ВВС России. Более того, до них во всем мире "кобру Пугачева" мог делать только ее автор - летчик-испытатель Виктор Пугачев.
Вчера же, палубный истребитель Су-33, выполнив ряд фигур высшего пилотажа, неожиданно стал резко снижаться. По словам очевидцев, они слышали прекращение звука работы двигателей. Военные предполагают, что авария произошла из-за отказа работы двигателей. Тимур Апакидзе два раза получил от руководителя полетами команду катапультироваться, но не сделал этого, видимо, до последней секунды стараясь спасти самолет. До посадочной полосы ему не хватило 3 километров.
Врачи скорой помощи первыми прибыли на место катастрофы истребителя Су-33 под городом Остров Псковской области, где проходил воздушный праздник по случаю 85-летия военно-морской авиации России. Летчик был еще жив. При столкновении самолета с землей его выбросило из кабины, и он получил множественные переломы. По дороге в больницу 47-летний генерал-майор Тимур Апакидзе скончался, не приходя в сознание.
Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни Черепягино, здесь никто не пострадал. На место авиакатострофы выехал командующий морской авиацией генерал-лейтенант Иван Федин, который присутствовал на авиашоу, а так же специально созданная комиссия из Москвы.
Су-33 является основным палубным истребителем авиации ВМФ России. Они стоят на вооружении только в одной авиачасти - отдельном корабельном истребительном авиационном полку (КИАП) морской авиации Северного флота, командует которым Герой России полковник Игорь Кожин. Истребитель Су-33 считается одним из самых маневренных и надежных самолетов в мире. Несмотря на это, в КИАП были случаи отказа техники. Генерал-майору Тимуру Апакидзе, недавнему командиру авиационного соединения Северного флота, однажды уже пришлось из-за этого катапультироваться. А в 1996 году в результате отказа техники разбился самолет Су-33 и погиб пилот, подполковник Виталий Кузьменко.