Сегодня в выпуске: "Не надо двигать мертвеца". Русские цыгане живут без криминала. Сокровищ под клумбой нет!
"Не надо двигать мертвеца".
Под таким заголовком «Коммерсант» на питерских страницах публикует материал Ольги Драмарецкой о планах по перезахоронению останков императрицы Марии Федоровны в Петербурге.
Как отмечает автор, «Сегодня исполняется три года со дня захоронения в Петропавловском соборе останков последнего русского императора и его семьи. А вчера во время встречи Владимира Яковлева с главой Дома Романовых Николаем Романовичем Романовым стало известно, что 16 сентября 2002 года в усыпальнице русских царей будет погребен прах матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Правда, чтобы церемония состоялась, городским и российским властям необходимо получить официальное согласие королевского двора Дании».
«...идея перезахоронить в Петербурге вдовствующую императрицу принадлежит Николаю Романовичу Романову. Он высказал ее сразу после того, как 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были погребены останки Николая II и его семьи. В мае этого года Николай Романович написал письма Владимиру Путину и Владимиру Яковлеву, в которых он рассказал о своей задумке. Получив от президента и губернатора согласие, глава Дома Романовых решил приступить к более активным действиям».
«Как пояснил участвующий во встрече главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов, дата выбрана не случайно - в этот день в 1866 году датская принцесса Дагмар впервые приехала в Россию. Однако по ходу беседы выяснилось, что не все представители Дома Романовых одобряют идею перезахоронения. "В семье есть те, кто говорит, что не надо двигать бедного мертвеца, - пояснил Николай Романович. - Мне приходится объяснять, что последняя воля императрицы - быть похороненной рядом со своим мужем". Правда, называть имена противников перезахоронения Николай Романович не стал. "Они милые люди, но иногда они, к сожалению, мало думают", - сказал князь».
«Как пояснил Владимир Яковлев, сегодня надо юридически подкрепить все действия по захоронению: "Без согласия датского королевского дома, а также ближайших родственников Марии Федоровны нам не обойтись. В противном случае мы создадим никому не нужный скандал"».
Русские цыгане живут без криминала
«В один из жарких июльских дней в поисках приключений корреспонденты "Вечёрки" отправились в гости к цыганам. Нет, не к уличным попрошайкам. Настоящие цыгане с такими не знаются и презирают их как бездельников, позорящих нацию. Мы отправились к настоящим... Захотелось увидеть своими глазами, как они живут, чем дышат. Тем более что был повод - конные скачки, которые каждый год на праздник Ивана Купалы устраивают ромалы в полях поселка Красный Бор (Поповка)», - рассказывает сегодня газета.
«Точнее, устраивает все один ромал - Николай, который в этой самой Поповке живет и принимает на своей территории братьев по крови, желающих поучаствовать в скачках. Сам обеспечивает призы для победителей и стол для гостей. Стол накрывается прямо в поле, в двух метрах от беговой дорожки. И несмотря на то, что через некоторое время закуска покрывается толстым слоем пыли, а водка закипает на солнце, все угощаются, следят за процессом и чувствуют себя счастливыми. Традицию скачек завел еще отец Николая (ему сейчас за 80), то есть случилось это давно, лет пятьдесят назад».
«В этом году у Николая собралось более сотни цыган из Питера, Москвы, Ленинградской, Псковской, Гомельской, Рязанской и других областей средней полосы России... По рассказам, жены остались присматривать за хозяйством или торговать на рынках. Им по неписаным цыганским законам вообще запрещается влезать в мужские дела. Женщина обязана знать свое место в жизни, а если переходит эту грань, то теряет уважение в обществе... Надо заметить, что наши русские цыгане общаются только с финскими, польскими и словацкими братьями, а с таджикскими, скажем, узбекскими или молдавскими - нет. Язык у них разный, да и религия тоже. Наши - все как один христиане».
«Настоящий русский цыган никогда не станет побираться или воровать и семье своей не позволит. Он в состоянии заработать на жизнь самостоятельно. Большинство из них - частные предприниматели, в основном занимаются животноводством, разводят коров, свиней, овец, птиц и пр. Многие нанимают рабочих и платят им приличную зарплату. Некоторые торгуют лесом, содержат ларьки, магазины и даже рестораны. Исправно платят налоги. Вообще стараются жить без криминала. Украдешь - больше потеряешь. "Корми бог мало", звучит их пословица, что означает - большая ложка не всегда в рот помещается. Детей своих цыгане не балуют - строжат, приучают к тяжелой работе с малолетства, прививают умение зарабатывать на кусок хлеба... Кстати, детей они в последнее время много не рожают, предпочитают устроить хорошую жизнь двум-трем, нежели плохую - десяти. Считают, что образование в наше время необходимо. Например, цыган Константин из Гомеля рассказал, что сам закончил 11 классов, автодорожный техникум, поработал шофером и даже начальником колонны. А своего шестилетнего сына хочет выучить на адвоката, а будет упираться - кнутом заставит».
«У цыган нет ни своей письменности, ни своего гимна, ни своего президента, они даже толком не знают своей исторической родины. Не лезут они во власть. Им не надо туда лезть, чтобы кому-то что-то доказать. В душе они не политики и не коммерсанты. (Хотя, говорят, в Гомеле все же есть один цыган-депутат, который, по слухам, ничего полезного до сих пор не сделал.) А понятие "цыганский барон" - это вымысел, миф. Мания величия кого-нибудь пробивает, сидит на "бабках" человек, славы хочет. На самом деле каждый цыган сам себе барон. Признанных баронов в общине нет. Есть авторитетные люди, к слову которых прислушиваются. Но решение все-таки выводят общее, практически голосованием. Вот Николай, например, у них признанный авторитет, потому что человек дела. Как и в любом обществе, у цыган есть свои "буржуи", тунеядцы, пьяницы и преступники. С последними они разбираются самостоятельно, в отличие от нас. Тюрьмы не признают, но суды рядят. Например, если человек провинился - собирается сход и решают, что делать. Скажем, за изнасилование могут дать 24 часа на выселение, наказать финансово и "пропустить" преступника чисто по-мужски. Так, чтоб на всю жизнь запомнил и детям своим объяснил, что такого делать нельзя. С наркотиками они тоже борются по-своему. Где-то что-то услышали, прошлись по всему поселку и предупредили, мол, если, не дай бог, начнете распространять эту гадость - сожжем вместе с домом. Иногда цыгане и благотворительностью занимаются, например детским колониям помогают. Они вообще очень добрые люди. Несмотря на то что каждый цыган живет для себя и свой семьи, в помощи никто из них не откажет».
«Преступлением у них также считается ругательство, которое касается матери. Мать - это святое, и никто не вправе огорчать человека, считают они. За это могут серьезно оштрафовать. Если жена изменила мужу, он имеет право ее подстричь наголо, наказать и даже бросить, невзирая на количество детей. Мужчин за измену женам не карают. А если, скажем, молодой цыган украл невесту, отцу жениха приходится набирать водки, приглашать с собой авторитетных стариков и ехать в семью невесты - мириться. Родственники девушки могут потрепать жениха за волосы, покричать на него, но это обычная традиция. Большинство цыган не препятствуют выбору детей, хотя и среди них встречаются фанаты, мол, как я сказал, так и будет. Замуж непременно нужно выходить девственницей - последствия первой брачной ночи (окровавленную рубашку или простыню) выносят на обозрение всего народа. Это свято. А если женщина нарушила традицию - пятно на всю жизнь ей самой и ее детям».
Подробности цыганских традиций и образа жизни читайте в материале Ольги Медведевой, который опубликован в сегодняшнем номере «Вечернего Петербурга».
Сокровищ под клумбой нет!
Под таким заголовком «КП Петербург» публикует сегодня в материале Елены Родиной точку зрения писателя Андрея Константинова о нашумевших планах депутата Госдумы Константина Севенарда отыскать царские сокровища. Как отмечает газета, «Питер захватила "золотая лихорадка". Возмутитель спокойствия, депутат Константин Севенард, решил вырыть 14-метровый котлован во дворе особняка Кшесинской, поскольку там якобы зарыты сокровища. Положить конец этому безумию решил руководитель Агентства журналистских расследований писатель Андрей Константинов».
«В пятницу, 13-го, по НТВ прошел сюжет, где питерский журналист рассказал, как он лопатой вырыл 6-метровую яму во дворе Музея политической истории. Затем он продемонстрировал железный ящик с "сокровищами". Возникший тут же ювелир оценил найденный Константиновым бриллиант в 48 карат. То, что все это была шутка, поняли немногие. - После заявления депутата о якобы спрятанном кладе в городе могла бы начаться настоящая "золотая лихорадка", - говорит Андрей Константинов. - И к 300-летию мы получили бы разрушенные особняки. Скучные опровержения ни на кого не действуют. Нужен был шок, чтобы люди рассмеялись и очнулись. Вот мы сделали этот сюжет. На самом деле никакого клада нет! Что грустно, все выходные мои знакомые спрашивали: "Тебя задержали?" Звонили даже из прокуратуры! И ни у кого из журналистов не возникло вопросов - как можно за пару часов выкопать лопатой (!) котлован с двухэтажный дом? Почему не вмешивалась охрана и сотрудники музея? Неизвестных бриллиантов в 48 карат в мире нет! Да и никто не приехал в особняк Кшесинской посмотреть, а есть ли вообще яма! Вот когда мы передали в Музей политической истории настоящую редкость - письма Троцкого к сыну, никакого ажиотажа вокруг этого события не было».
«Действительно, с юмором у питерцев плохо. В Музее политической истории нам сказали, что журналисты им просто житья не дают. Слава богу, пока никто из горожан не пытается перелезть через забор и покопаться на клумбе Матильды Кшесинской».
Обзор подготовил Вадим Мольков