Так называется VI Фестиваль российских СМИ, который начинает свою работу в Санкт-Петербурге.
Об истории фестивалей и особенностях нынешнего, питерского, форума рассказывает генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.
-Игорь Александрович, для чего журналистам фестивали?
-Для общения. Никакая корпорация невозможна без общения, журналистская – тем более. Фестиваль – это прежде всего обмен опытом, столь необходимый творческому сообществу. Без ежегодных фестивалей Союз журналистов рискует превратиться в некую виртуальную реальность. Ни одно мероприятие не имело такой массовости как наши фестивали. Хочу подчеркнуть, что это – не московская «тусовка», в Москве мы как раз еще ни одного фестиваля не проводили. Последний, как известно, состоялся в Казани.
-Имеет ли, на ваш взгляд, какие-то особенности питерский журналистский сбор?
-Он самый массовый, уже сейчас у нас – 700 заявок (в Татарстане было 500). Предложений провести те или иные мероприятия так много, что нам все время приходится сокращать программу. Это свидетельствует об огромном интересе, проявляемом к предстоящему событию. Его деловая часть очень разнообразна и насыщенна. Это и круглые столы (например, «Новости – время местное»: информация в российском телеэфире. Ведущий – В.Познер), это и Конгресс российских СМИ на тему: «Журналистика как общественная экспертиза», это и заседание Большого жюри и многое-многое другое.
-А ведь фестиваль – это еще и праздник?
-Конечно. Тем более когда мы – в Петербурге, культурной столице России. Очень многие впервые увидят город в пору белых ночей...
- Да, время года для фестиваля выбрано прекрасное. А что вы скажете о политическом времени?
- Для российских СМИ ситуация очень напряженная: наступил момент ответить на исторический вызов, разобраться в том, что представляет собой сегодня журналистское сообщество, каким должен быть Союз журналистов.
- Нет сомнений в том, что Союз журналистов был, есть и будет, но его масштабная реорганизация назрела. Прежде всего это касается содержательного аспекта жизни Союза, многое в этом направлении намечено и делается, и разговор об этом, несомненно, состоится на питерском форуме. Хорошо, что шестой фестиваль собирается именно в период системного кризиса, который переживает медийное сообщество. Выходить из этого кризиса, преодолевая его опасные тенденции, всегда легче вместе.
Программа VI Всероссийского фестиваля средств массовой информации «Вся Россия – 2001»
28 мая, понедельник
Приезд, регистрация и размещение участников фестиваля в гостиницах «Октябрьская», «ЛДМ», «Россия»
11.00-14.00 Посещение участниками фестиваля редакций СМИ и предприятий города
12.00 «Современный союз журналистов в российском регионе: организация, структура, функции». Круглый стол председателей региональных союзов журналистов. Малый зал Дома журналиста
12.00 «Женщина в СМИ: героиня и создатель». Круглый стол. Смольный (к.342)
14.00 Роль и место деловых СМИ в современном информационном пространстве. Круглый стол. Организатор: Финансовый пресс-клуб
14.30 «Рынок труда работников СМИ: состояние и перспективы». Круглый стол с участием руководителей факультетов и отделений журналистики 70 вузов России, руководителей СМИ и журналистов. Смольный, зал Карла Маркса
15.30 Начало работы жюри конкурса «Вся Россия – 2001» в Доме журналиста. Презентация ежедневной газеты Фестиваля. (выпускается Санкт-Петербургским Союзом журналистов)
16.30 Районная (городская) газета: проблемы и перспективы. Круглый стол. Зал Правительства Ленинградской области
20.00 Прием от имени председателя Союза журналистов России В.Л. Богданова и президента Торгово-промышленной палаты С. А. Смирнова. (конгресс-холл «Ленинград» гостиницы «Прибалтийская»)
29 мая, вторник
10.00 Торжественное открытие фестиваля. Оглашение приветствия участникам фестиваля Президента РФ В. В. Путина. Выступление губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева. Выступление председателя Союза журналистов России В. Л. Богданова. Актовый зал Смольного (720 чел.)
10.30 Конгресс российских СМИ: «Журналистика как общественная экспертиза». Доклад генерального секретаря СЖ России И. А. Яковенко; содоклады. Актовый зал Смольного
12.30 «Новости – время местное». Информация в современном российском телеэфире: состояние, проблемы, качество. Круглый стол. Ведущий В.Познер (Международный центр делового сотрудничества) Смольный (к. 342) – 100 чел.
13.00 «Роль СМИ в активно развивающейся туристической отрасли». Круглый стол с участием Северо-западного регионального объединения РАТА и выставочного объединения «РЕСТЕК». Смольный, Лепной зал
13.30 Открытие выставки
14.00 Заседание Большого Жюри Союза журналистов России. Кинозал Смольного
14.00 Торжественная церемония подписания Рекламного кодекса России. «Современная российская реклама: тенденции развития. Реклама и пресса».Круглый стол. Смольный, зал Карла Маркса
14.00 «Журналистские расследования как жанр: техника, безопасность, профессионализм». Мастер-класс. Ведущий: Андрей Константинов, директор Санкт-Петербургского Агентства журналистских расследований (АЖР). Смольный, к. 342
14.00 «Война, армия и свобода слова: совместимость понятий». Конференция военных журналистов. Смольный, к.340
15.00 Автобусная поездка на Елагин остров
16.00-24.00 Праздник на Елагином острове. В программе: Парад радиостанций, концерт, Всероссийский конкурс «Мисс СМИ –2001», Потешные Олимпийские игры журналистских команд, Деловая встреча предпринимателей, Пикник
30 мая, среда
10.00 «Балтийские диалоги»: экология, обустройство жизни, сотрудничество". Международный круглый стол политиков, бизнесменов, ученых и журналистов Смольный, зал Карла Маркса
10.00 «Региональное государственное телевидение: состояние и перспективы». Круглый стол. Смольный, к.342
11.00 «Образ и проблемы Санкт-Петербурга в российской и европейской прессе». Круглый стол. Дом журналиста
15.00-18.00 Телевидение и документальное кино. Круглый стол. Смольный. Кинозал
19.00-23.00 Подведение итогов конкурса «Вся Россия-2001», вручение наград и призов победителям. Торжественное подведение итогов конкурса «300 строк о Санкт-Петербурге», проводящегося Союзом журналистов России и Европейской ассоциацией «Петербург – 300». Концерт «Окно в Европу». Участвуют: Театр «Геликон – опера», Симфонический оркестр МО РФ, Диксиленд МО РФ, Надежда Бабкина, Хор «Русская песня». В программе концерта произведения Чайковского, Бизе, Россини, Оффенбаха, Верди. Торжественное закрытие фестиваля. БКЗ «Октябрьский»
23.00-01.00 Прием от имени губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева. Таврический дворец
31 мая, четверг
11.00-14.00 «Проблемы интеллектуальной собственности в деятельности СМИ». Семинар. Дом журналиста. Автобусная поездка в Петродворец, экскурсия. Отъезд участников и гостей фестиваля.
Что такое "Геликон"?
Существует несколько мнений по этому вопросу. Некоторые считают, что так называлась гора в Древней Греции, где певцы и поэты приносили себя в жертву Аполлону и музам. Прочие же твердо убеждены, что "Геликон" - не что иное, как духовой инструмент необъятных размеров. Предел спорам и сомнениям был раз и навсегда положен 10 апреля 1990 года, когда в России родился оперный театр "ГЕЛИКОН", объединивший молодых талантливых артистов и музыкантов под руководством режиссера Дмитрия Бертмана и дирижера Кирилла Тихонова.
Расположенный в центре Москвы в старинном особняке XVIII века, театр имеет в своем распоряжении Большой и Малый залы на 240 и 100 мест соответственно. Первоначальный репертуар театра составляли оперы, никогда ранее не ставившиеся на русской и мировой сценах, такие как "Ундина" Чайковского или "Человеческий голос" Пуленка. Сегодня в репертуаре "Геликона" - "Кармен" и "Летучая мышь", "Паяцы" и "Сказки Гофмана", "Макбет" и "Аида", "Царская невеста" и "Евгений Онегин". Театр всегда стремится удивлять зрителя новизной и дерзостью замысла, ярким вокальным и драматическим исполнением произведений.
С 1993 года театр имеет статус государственного. В 1998 г. его художественному руководителю Дмитрию Бертману присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РФ".
За спиной Дмитрия Бертмана к 33-м годам - более тридцати постановок, не только в родном "Геликоне", но и в театрах Ирландии, Германии, Швейцарии, Эстонии. Первым из российских оперных режиссеров он был приглашен на Уэксфордский оперный фестиваль, где ставил "Пиковую даму", "Русалку", "Богему" и "Евгения Онегина".
Театр не отстает от своего главного режиссера - его успели узнать и полюбить в Женеве, Бейруте, Лондоне (гастроли проходили на сцене "Куин Элизабет холла"); с нетерпением ждут еще и в Латвии, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Венгрии, Бразилии. С 1995 года "Геликон" является постоянным участником фестиваля "Аль Бустан" в Ливане.
В апреле 2001 года спектакль "Геликон-оперы" "Леди Макбет Мценского уезда" стал ЧЕТЫРЕЖДЫ лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска", получив награды во всех номинациях, в которых он был выдвинут Экспертным советом:
лучшая женская роль - Анна КАЗАКОВА
лучший дирижер - Владимир ПОНЬКИН
лучший режиссер - Дмитрий БЕРТМАН
ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ
Эта сенсационная победа стала роскошным подарком театра к собственному 11-летию.
На фестивале, организованном в Эвиане (Франция) Мстиславом Растроповичем, состоялась постановка "Летучей мыши". Маэстро выступил дирижером-постановщиком этого спектакля, который поставил Дмитрий Бертман, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева с участием артистов театра.
Труппа театра сегодня насчитывает более трехсот человек: ансамбль солис тов, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, симфонический оркестр и хоровой коллектив, которые помимо репертуарных спектаклей выступают с собственными программами на многих престижных площадках. Театр имеет несколько собственных компакт-дисков, выпущенных в России и за рубежом.
Дмитрий Бертман дважды был удостоен Национальной Театральной премии "Золотая маска" как лучший оперный режиссер: в 1998 г. - за спектакль "Кармен", в 1999 г. - за спектакль "Царская невеста". В 2000 г. его спектакль "Голоса незримого" был отмечен "Золотой маской" в номинации "Новация".
Мнения средств массовой информации о театре полярны, однако все, что происходит в "Геликоне", постоянно становится объектом их внимания. Как бы то ни было, Вы, дорогой зритель, окажетесь для нас и наших спектаклей главным судьей.
Давайте же вместе поднимемся на волшебные вершины "Геликона" и вновь откроем для себя мир оперы, столь знакомый и столь неизведанный.