Сегодня в выпуске: «Петербуржцы расисты?», «В Петербурге работают 16 тысяч "детей улицы".», «Губернатор не хочет отменять поборы с автовладельцев.»
Петербуржцы расисты?
"Образ "кавказца" у городских обывателей разнится в зависимости от возраста, образования и многих других факторов, и все же обладает неким "внутренним единством". Во-первых, типичный "кавказец" воспринимается прежде всего как мигрант. Противопоставляются, с одной стороны, "русские", "местные", "хозяева", с другой - "черные", "приезжие", "гости", которые и вести себя должны соответствующе, как в гостях. Стереотипы питерского обывателя по отношению к "кавказцам" имеют расовый характер. Причем, наряду с приезжими с Кавказа и Средней Азии, к типу "кавказцев" опрошенные относят "арабов, индийцев и других черных". Образ "кавказца" в целом неразрывно связан со сводками криминальной хроники и наркобизнесом, что убеждает обывателя: именно "черные" - основная причина роста преступности в России. А кроме того, все они - "торгаши"... Собеседники "коренной питерской национальности" подчеркивают также "вызывающее поведение кавказцев" и их "неприятную внешность". Непривычная одежда и внешний облик описываются как неряшливость, экспрессивное и шумное поведение - как наглость и хамство, а отличия в культуре воспринимаются как не цивилизованность. Поэтому обыватель характеризует "лиц кавказской национальности" как непредсказуемых и опасных", - сообщают во вторник "Известия" на петербургских страницах.
Как информирует газета, "Выяснить, как общественное сознание относится к национальным меньшинствам, попытались участники семинара проекта "Гражданская инициатива", организованного при поддержке Фонда Конрада Аденауэра в Петербурге. На фоне научных выводов о толерантности, ксенофобии, имперской и национальной идеях не менее выразительно прозвучал голос обывателя, ко мнению которого апеллировал сотрудник Центра независимых социологических исследований Олег Паченков... эти результаты не претендуют на масштабные обобщения".
"По данным последней переписи населения, в Петербурге проживают представители 124 неславянских национальностей - почти 550 тысяч человек. В городской администрации считают, что сейчас их около миллиона. Сегодня в Петербурге официально зарегистрировано около 150 национальных объединений, 9 национально-культурных автономий, выходит около 20 этнических газет, большинство из них - на русском языке".
Подробности читайте в материале Ирины Начаровой, "Горожане забыли об этнических меньшинствах".
В Петербурге работают 16 тысяч "детей улицы".
Под таким подзаголовком "Известия" на питерских страницах публикуют материал Ирины Начаровой, "Стахановцы младшего возраста". Как сообщает автор статьи, "Представители Международной организации труда (МОТ) в Петербурге передали в городской ЗакС отчет о положении работающих детей... Как показывают результаты исследования, проведенного факультетом социологии СПбГУ, в Питере есть что искоренять. На улицах города живут и работают 16 тысяч детей, некоторые из них младше девяти лет - мальчиков и девочек примерно поровну. С каждым годом малолетних обитателей улицы становится больше. Мальчики зарабатывают на жизнь в качестве носильщиков, мусорщиков, мойщиков, практически все бездомные маленькие леди подвержены риску сексуального насилия. Постоянные "места прописки" детской проституции - близ гостиниц, бань, станций метро, центральных улиц".
"Эксперты выяснили, что многие питерские гавроши не брезгуют работой, опасной для жизни, физического и морального развития. Условия детского труда не предполагают скидок на возраст. Средняя продолжительность рабочего дня 12-летнего ребенка - около шести часов. Дети работают ночью, страдают от физического насилия со стороны работодателей, вымогательства со стороны криминальных группировок. Детские заработки, как правило, тоже страшно далеки от КЗОТов и вообще человеческих понятий. Девочки получают от 30 рублей за сексуальный контакт, мальчишечья проституция ценится дороже - до трех тысяч рублей. По мнению университетских исследователей, одна из причин расцвета детского труда - безразличие взрослых. Многие из несовершеннолетних опрошенных признались, что их заставляли работать и даже толкали к продаже собственного тела знакомые "старше 18" и близкие люди - родственники, родители. Кроме того, среднестатистическое общество оказалось вполне терпимым к работающему ребенку и неосведомленным по поводу этих проблем. Многие из опрошенных, в том числе городские чиновники, считают возможным снизить минимальный (15-летний) возраст приема на работу. А представители общественности не побрезговали идеей насильственного трудоустройства малолетних "разгильдяев" и высказали ноу-хау - создать детские биржи труда. О праве ребенка на образование эти респонденты как-то запамятовали".
Губернатор не хочет отменять поборы с автовладельцев.
Под таким заголовком "Коммерсант" на петербургских страницах рассказывает о нежелании городской администрации снизить сборы с автовладельцев. В частности, за выдачу за выдачу номерных знаков и водительских удостоверений. По данным газеты, петербуржцы за эти и другие виды услуг ГИБДД сильно переплачивают. В частности В Санкт-Пеетербурге за выдачу водительского удостоверения приходится платить 400 рублей, вместо 211.
Как рассказывает автор материала, "Вчера в Красногвардейский федеральный суд поступила жалоба адвоката Станислава Мирочника на действия городской администрации, установившей завышенные расценки на услуги ГИБДД. В ноябре прошлого года Городской суд уже отменял распоряжение губернатора на эту тему (Ъ писал об этом). Но, исполнив решение суда, губернатор тут же подписал новое распоряжение, которое фактически вернуло все на круги своя. В мае 1998 года губернатор Яковлев подписал распоряжение # 433-р о расценках на услуги ГИБДД, в результате чего плата за выдачу номерных знаков, водительских удостоверений и прочее в Петербурге оказалась в несколько раз выше, чем в других регионах России, включая Ленобласть и Москву". Как подчеркивает автор, в июле 1999 года расценки на услуги ГИБДД были определены правительством – "суммарные расходы на транспортировку, хранение, оформление и выдачу спецпродукции не могли превышать 3% годового минимального размера оплаты труда (30 рублей 6 копеек). Но в Петербурге все осталось по-прежнему... В мае прошлого года прокурор Петербурга Иван Сыдорук обратился в суд с заявлением о незаконности распоряжения # 433-р. В ноябре Городской суд признал распоряжение губернатора противоречащим закону и не порождающим правовых последствий (Ъ писал об этом). Автовладельцы получили право требовать от ГИБДД возврата переплаченных средств.... В январе этого года губернатор Яковлев выпустил новое распоряжение, которым обязал устанавливать расценки на услуги ГИБДД комитет экономики и промышленной политики (КЭПП). 5 апреля КЭПП выпустил приказ # 89, в котором опять появились завышенные (с точки зрения федерального законодательства) расценки. Также в приказ включены услуги, расценки на которые, в соответствии с ноябрьским решением суда, находятся вне компетенции местных властей".
Как отмечает "Ъ", "В прошлом году через суды были отменены еще два распоряжения губернатора Яковлева, устанавливающие расценки на услуги для автовладельцев. В августе Верховный суд России признал незаконной взимание платы за парковку на петербургских улицах (распоряжение # 1336-р)... В ноябре прошлого года судья Городского суда Светлана Масолова признала недействительным распоряжение губернатора # 838-р от 21.08.98, регламентирующего деятельность штрафных стоянок в Петербурге и устанавливающего астрономические тарифы на услуги ЗАО "Городской центр 'Спецавтотехника'". Но в силу это решение не вступило - судья в течение нескольких месяцев не может (или не хочет) написать мотивировочную часть решения, и с владельцев задержанных машин продолжают взыскивать, мягко говоря, завышенную плату за стоянку".
Подробности в материале Андрея Смирнова.
Обзор подготовил Вадим Мольков