Так считает Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», входящей в состав холдинга «Медиа-мост». С ним наш корреспондент встретился после шумного митинга в поддержку телекомпании в Петербурге.
Митинг в Питере произвел серьезнейшее впечатление. На президента, разумеется. Он очень ревниво относится к тому, что происходит в его родном городе. И что он увидел? Не пятьсот человек, что были заявлены, а три или пять тысяч человек. Один остроумец даже расшифровку, что такое НТВ, на пейджер прислал: «НеТвоеВова»! Мне даже трудно было выступать, я ведь привык в эфире задираться, а тут - совсем другой жанр.
Жанр правовой полемики тоже не ваш...
Куда денешься - все, кто мог бы вести полемику с экономической и правовой точек зрения, в эмиграции. А я за последний месяц стал, буквально, спикером НТВ, хотя сам там не работаю. И представляете Коха, который разработал сценарий появления в «Гласе народа» Лени Парфенова со своим заявлением и руганью с Киселевым, когда вместо обстоятельного Жени за пульт стал я? Я же все знаю, и такой же отмороженный, как Кох!
Вы хотите сказать, сценарий потому и провалился?
Конечно! Это Киселев будет, извините, «э-э-э» да «мэ-э», а Венедиктов привык у себя на «Эхе» шпарить и резать. Потому Леня и испугался. Он же никому перед эфиром про свое письмо ничего не сказал, в последний момент я встретил обалдевшего Кондулукова с факсом из «Коммерсанта» с этим самым заявлением. Думаю, Леня просто обиделся на всех за то, что его из главных продюсеров попросили, в совете директоров не давали развернуться. И это у него еще с лета назревало, а тут прорвало.
А что же Миткова?
Таня сломалась, когда ее потащили в генпрокуратуру. Ну, представляете - звезда, красивая женщина, а в Интернете появляется ее домашний адрес, телефон, по которому звонят всякие "козлы"! Она и не выдержала. И я никого не виню, хотя сам предпочитаю драться. Не так, конечно, как это было в «Антропологии», согласен, то была истерика, некрасивая, непрофессиональная, но и этих людей я понимаю.
Многие не поняли и Сорокину, когда она спрашивала людей: «За НТВ вы или за ’’Газпром’’»?
Формулировка Сорокиной, конечно, слегка небрежная, но она сущностная. Поймите, какая была обстановка перед этим «Гласом народа»! Я шел по коридору НТВ - девочки плакали, ребята, конечно, нет, они там крепкие. И девочек этих двадцатипятилетних нужно понимать - полтора года людей давили самыми изощренными способами, трудно при этом хорошо выглядеть. Владимир Лукин, вице-спикер Госдумы, привел хорошее сравнение: вы идете по улице, видите, как хулиган насилует женщину. А вы подходите и говорите: слушай, голубушка, чего это у тебя колготки рваные, накрашена плохо, тушь течет, выглядишь неопрятно. Можно как угодно относиться к НТВ, но когда его насилуют, порядочный человек должен сначала разобраться с насильником, а уж потом предъявлять претензии и штопать колготки.
В чем же суть насилия, когда тот же Кох, да и президент уверяют, что дело чисто экономическое?
Суть в том, что страну хотят лишить единственного национального негосударственного канала. Кремль желает управлять информационным продуктом одной рукой. Зачем это Путину, который искренне желает оставаться в клубе цивилизованных государств, «Петербургский диалог» подтвердил это, я двадцать две минуты беседовал с президентом, и даже две минуты - об НТВ. Он же человек молодой и, несмотря на известное прошлое, вроде бы понимает - но все вокруг-то как построились! Прямо-таки глядят вверх, на эту вертикаль, и все тут. Подсуетились, Коха с его репутацией русофоба сыскали, Йордана, который вообще здесь не живет, пригласили, и - понеслась. Так что дело это политическое.
Ну а коховские рассуждения о долгах и неграмотном менеджменте?
Об ошибках Гусинского можно порассуждать, но на данный момент просроченных долгов у НТВ нет! Налоги заплачены, а что касается 88 миллионов долларов, о которых везде говорит Кох, то это не долги, а деньги акционеров: 40 миллионов беспроцентного кредита, которые дал Гусинский («Медиа-мост»), и еще столько же, которые, тоже в кредит, дал «Газпром», плюс 8 миллионов процентов ему же. Да, срок возврата кредитов истек в ноябре 2000 года, но тогда же они и были Кохом и Гусинским пролонгированы!
А как же долги инвесторам?
Они есть, и речь идет именно об инвестициях. Когда НТВ стало бурно развиваться, нужно было запускать спутники - первые частные спутники в нашей стране, нужно было снимать сериалы - «Бандитский Петербург», «Менты» и так далее. Сами посудите: «Медиа-мостом» создано 17 производящих компаний, и их работа стоит денег. Деньги в размере 473 миллиона долларов у американского банка «Кредит свис Бостон» взял Гусинский, а у «Газпрома» попросил гарантий под залог акций. То есть в случае невыплаты «Газпром» получает акции. Увы, в ноябре 2000 года первый транш в размере 211 (тысяч ???) долларов выплатить не удалось - это так. Но «Газпрому» к его 30 процентам за это перешло еще 16 процентов акций НТВ, и образовалось 46 процентов. Следующие выплаты предстоят 10 июля - и если Гусинский или Тернер не выплатят денег, то еще 19 процентов перейдут «Газпрому», который будет иметь уже 65 процентов. А сейчас «Медиа-мост» не должен «Газпрому» ничего, ноль рублей и ноль копеек. 10 июля - другое дело.
Интересно, почему же они тихо не дождались лета?
Это вопрос! Почему прибежали в апреле и объявили, что НТВ «под контролем»? Куда вы спешите, ребята? Где и что у вас горит? И о каких долгах говорит господин президент? Мне кажется, Путин спутал непогашенные кредиты, инвестиции в канал и долги. И все это составляет, правда, не 1,5 миллиарда, как говорил президент, а 800 тысяч, но ни одного пропущенного долга, в том числе и Москве, нет! И Кох еще говорит: «Где у вас деньги, на что вы потратили деньги?» Какие, Альфик, деньги - ты за них все получил или получишь акции, а куда чужие деньги делись, не твое дело. Ну, пропили! Я Гусинскому советовал - говори, что пропил. Русский человек поймет. Как я понимаю причину спешки! Только вам скажу - они хотят в декабре распустить Думу и провести досрочные выборы. Других объяснений у меня нет.
Чтобы закончить о деньгах, сколько же стоит НТВ?
Сейчас стоимость медиа-холдинга оценивается американцами в миллиард двести долларов (думаю, это заниженная оценка). И те 30 процентов, за которые «Газпром» заплатил сто тридцать миллионов в 1997 году, стоят сейчас уже четыреста. Тут-то и видна вся PR-акция «Газпрома»: говорить о том, что они и в их лице государство якобы потеряли, хотя на самом деле все ровно наоборот и экономикой пытаются прикрыть политику.
Многие видят выход из создавшегося положения в покупке части акций НТВ Тедом Тернером - как вы оцениваете такую возможность?
Возможность есть, и при этом варианте сохраняется негосударственный статус канала. Но если Тернер с его десятью заповедями станет акционером, то Киселев не останется главным редактором - Тернер желает сменить менеджмент. Таковы десять принципов - и на это согласны Киселев с Гусинским, хотя я в этой компании не стал бы работать, это уже другая компания. Но дело не во мне - дело в том, что все эти решения должны приниматься на собрании акционеров, честно. Не так, как это делает Кох.
То есть вы хотите сказать, что сейчас генерального директора и главного редактора поменяли незаконно?
На «Гласе народа» я прямо спросил у Коха, голосовал ли «Capital Restarch" за смену менеджеров? Он ответил, нет, мол. Но так, мимоходом, ответил, будто это ничего не значит! А очень даже значит! Позвольте, мы собрались выпить на троих - так ведь сообща решим и у третьего спросим, что он предпочитает, портвейн или водку?
Можно уточнение, откуда вообще появился этот третий?
Третья компания, «Capital Restarch», появилась, когда один из красноярских заводов не сумел к сроку сделать нам спутник - мы понимали их трудности, но нам пришлось заказывать сателлит в Штатах и запускать его там же, с мыса Каннавералл. И мы продали тот самый пакет акций за 20 миллионов фирме, которая заплатила за все это удовольствие.
Стало быть, Кох лукавит и нарушает права законных акционеров?
По закону об акционерных обществах право менять менеджеров имеет только владелец контрольного пакета - но «Газпром» не имеет этого пакета, сорок шесть процентов - это не пятьдесят! Поэтому Кох и «сдох» на «Гласе народа», когда разговаривал со мной. Я-то знаю суть дела, в отличие, например, от Жени Кириченко, военного корреспондента, полковника Генштаба в отставке. И если мы говорим о независимости НТВ, то речь идет о негосударственном его статусе, а вовсе не о правах собственника - независимым от них в условиях рынка быть по определению нельзя.
Тут многие могли бы припомнить вам историю выборов 96-го года, когда НТВ поддерживало Ельцина и получило за это метровый канал. А он тоже был президентом и государством, не так ли?
Действительно, в 96-м году, когда еще не было тендеров и раздавал частоты президент, НТВ получило «четвертую» кнопку. Да, это сделал Ельцин, да, за поддержку - а вы бы хотели, чтобы мы поддерживали Зюганова? Кандидатов было всего двое, и вопрос выживания свободы прессы был связан только с одним из них, вот и все. Сейчас ситуация иная, политика изменилась, слабеют региональные лидеры, и в стране запахло опасным единомыслием. А это угрожает свободе слова! Два канала уже управляются из одного центра - уверен, что для нормального развития нужен третий, негосударственный канал. Вот, кстати, парадоксальный пример: после введения института полпредов прессе в регионах стало легче дышать, оппозиционные губернаторам журналисты получили возможность работать. Потому что даже такие две точки зрения всегда лучше, чем одна.
Что в этом смысле можно сказать о ситуации в Петербурге?
Питер прямо иллюстрирует эту модель! История вокруг «первой» кнопки разворачивается именно по указанному сценарию: было радио частное - будет государственное. Как мне рассказали коллеги, иллюзий по поводу исхода операции никто и не испытывает. Полпред, скорей всего, победит.
А как вы оцениваете ситуацию на рынке питерских СМИ вообще?
Как передел. Я уже говорил о формировании двух полюсов - и в Питере они уже готовы. Часть изданий «пошла» к полпреду, губернаторское влияние существенно ослабло. И такой исход неизбежен, поскольку СМИ в Петербурге испытывают денежный голод, рекламный рынок бедноват. Но печататься надо. А полиграфическая база чья? А зарплату чем платить? Вот и получается, что изданиям легче всего найти деньги в бюджетах - либо городском, либо федеральном. Эта ориентация и определяет ситуацию. Но не забывайте, что это не сознательная и долговременная поляризация для сохранения плюрализма, а борьба, исход которой, увы, определен.
Так пессимистически?
Чем сильнее ситуация в нашей стране зависит от одного человека, тем большим пессимистом я становлюсь. Хотя, повторюсь, сдаваться не намерен - не на того напали. И еще я вижу поддержку молодых. Когда мне предложили пойти на тот памятный «Глас народа», я собрал всех журналистов «Эха» и спросил, согласны ли они, чтобы их редактор шел туда. И знаете, каков был ответ? Всего одна реплика от молодого репортера: «Мы должны обсудить, сколько раз вы можете употребить слово «козлы» в прямом эфире, пять или восемь». Вот так-то!
Записал Александр ПРОНИН
НТВ: хроника событий
3 апреля этого года собрание акционеров, созванное компанией "Газпром-медиа", переизбрало совет директоров, который в свою очередь тут же уволил генерального директора НТВ Евгения Киселева и назначил на его место финансиста Бориса Йордана. Из совета директоров были исключены Игорь Малашенко и Сергей Скворцов.
Евгений Киселев счел проведение собрания акционеров незаконным, представив решение саратовского суда о запрете проведения собрания. В ответ гендиректор "Газпром-медиа" Альфред Кох предъявил решение того же саратовского судьи Виталия Николая Николаева, который в тот же день отменил свой запрет.
У телецентра в Останкино сотрудники НТВ давали пресс-конференцию, на которой они заявили, что все, что происходит с НТВ, - "полный беспредел", что никакого другого гендиректора они не признают и не допустят, чтобы "препятствовали свободе духа и торжеству демократии".
В прессе появилась информация о том, что достигнуто соглашение между Владимиром Гусинским и консорциумом инвесторов во главе с Тедом Тернером о продаже принадлежащих Гусинскому акций НТВ за 225 миллионов долларов.
4 апреля Евгений Киселев заявил, что голосование на собрании акционеров от имени компании «Capital Restarch & Management», владельца 4,5% акций НТВ, было мошенническим, что тут же было опровергнуто представителями "Газпром-медиа".
У памятника Стерегущего в Петербурге прошел митинг в защиту журналистов НТВ. В знак протеста компания НТВ выходила в эфир только с новостными программами.
7 апреля у телецентра в Останкино в Москве прошел массовый митинг в защиту свободы слова и НТВ.
8 апреля на Троицкой площади в Петербурге состоялся такой же митинг. Митинги в защиту телекомпании прошли и в других городах России.
9 апреля член общественного совета НТВ Михаил Горбачев был принят в Кремле Владимиром Путиным. По словам Горбачева, президент посоветовал коллективу НТВ подать в суд, который должен решить, насколько правомочно было собрание акционеров. Путин считает, что финансовая составляющая должна быть отделена от творческой.
19 членов Совета Федерации выступили с заявлением, в котором призывают не допустить покупку американским медиамагнатом Тедом Тернером акций компании НТВ в связи с "угрозой информационной безопасности".
С 6 по 12 апреля из телекомпании НТВ уволились Леонид Парфенов, Татьяна Миткова, Алексей Пивоваров, Наталья Забузова и Антон Гришин (по нашим сведениям, он вернулся).