В 2003 году в Петербурге появится новый вид транспорта - надземный экспресс. Как сообщил и.о. зампредседателя Комитета экономики и промышленной политики Владимир Барканов, уже выполнен бизнес-план и сделаны все предпроектные проработки. Определены трассы, по которым пройдет маршрут нового средства пассажирского сообщения.
Идея этого проекта зародилась в умах специалистов городской администрации еще несколько лет назад, когда стало ясно, что для решения транспортных проблем нужны новые, неординарные новации. Уже тогда питерские автотрассы задыхались от пробок, а жители - от вредных выхлопов. Учитывая, что на дальнейшее развитие метро средств не хватает, решили перенять опыт эксплуатации надземных экспрессов, успешно функционирующих во многих городах мира.
Создание подобного вида транспорта дает много преимуществ. Во-первых, строительство эстакад с навесной железной дорогой и последующая ее эксплуатация обходятся намного дешевле, чем прокладка метро (особенно в наших грунтах, из-за подвижности которых приходится "залезать" очень глубоко). Во-вторых, так как маршруты "воздушных экспрессов" будут дублировать многие линии наземного пассажирского транспорта, можно будет спокойно и без ущерба для населения избавиться от трамваев и троллейбусов. Это и автотрассы разгрузит, и экологическую обстановку улучшит (по предварительным оценкам, в зоне работы экспресса объемы вредных выбросов снизятся где-то на 10 процентов). При этом проект, оцениваемый в 100 миллионов долларов, достаточно быстро окупится - примерно за 10 - 11 лет при цене билета в 6 рублей.
Что касается трассы надземного экспресса, то она будет состоять из двух частей: северного и южного полуколец. Южное пройдет от Пионерской улицы до Обухова, с пересечением трех железнодорожных веток и трех линий метрополитена. Северное - от улицы Руставели до Долгоозерной, связав, таким образом, Гражданку с Приморским районом. Южное полукольцо затем должно пересечь Неву с запада и востока и соединиться с северным, опоясав, таким образом, весь город.
Для начала намечено ввести в строй трассу южного полукольца - от улицы Пионерстроя до Обухова (протяженность - 21 километр). Первый экспресс здесь должен пойти уже в 2003 году, аккурат ко дню рождения города, а к 2015 году проект планируется реализовать полностью. Мало того, если все пойдет хорошо и быстро, то линию воздушного экспресса предполагается продлить в сторону Петродворца, Колпина, а также Царского Села и Павловска. Более того, проект надземного экспресса государственных вложений не потребует: он на сто процентов будет коммерческим. Координировать все работы будет АО "Надземный экспресс", созданное по поручению Владимира Яковлева.
В настоящее время идет активный поиск потенциальных инвесторов, а канадская компания "BOMBARDIER TRANSPORTATION" уже выразила готовность обеспечить поставку подвижного состава для первого участка "воздушной" трассы. В перспективе планируется делать подобные вагоны и локомотивы в Петербурге по немецкой технологии, и этот вопрос даже обсуждался в ходе переговоров Владимира Путина и Герхарда Шредера.
Вместимость каждого состава составит 350 человек, скорость - 100 километров в час.
Вслед за обсуждением этого сенсационного проекта участники пятничного заседания городского штаба по координации деятельности в сфере транспорта перешли к более прозаическим темам, в том числе и к реконструкции Сенной площади. Председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин доложил, что его ведомство вполне способно закончить все работы (а заодно и в прилегающем к площади квартале, ограниченном Фонтанкой, Московским проспектом, Гороховой и каналом Грибоедова) к 300-летнему юбилея Петербурга.
После окончания заседания председатель штаба вице-губернатор Петербурга Валерий Малышев, отвечая на вопрос корреспондента "Смены" о ходе строительства кольцевой автодороги (КАД), подчеркнул, что здесь никаких проблем нет и все работы будут вестись согласно первоначальному плану. Ввод в эксплуатацию восточного полукольца (Горская - Шушары) по-прежнему намечен на май 2003 года.
Малышев также определил основные приоритеты развития транспортной инфраструктуры на ближайшие годы. Это - ликвидация размыва на Кировско-Выборгской линии метрополитена, строительство КАД и Западного скоростного диаметра, развитие аэропорта "Пулково".
Малышев подчеркнул, что транспортные проблемы сегодня в нашем городе крайне остры, а потому создание соответствующего штаба было вполне закономерным.В свое время Валерий Иванович был инициатором создания штаба по благоустройству и дорожному хозяйству, который успешно функционирует уже шестой год.