Сегодня, жителей микрорайона Рыбацкое ждет радостное событие. В этот день одноименная станция метро наконец распахнет свои двери для пассажиров.
Станция метро "Рыбацкое" была закрыта на ремонт одиннадцать месяцев назад. Все это время жителям района приходилось добираться на перекладных до "Пролетарской". В режиме "глубокой заморозки" пребывала и железнодорожная станция Рыбацкое: поезда из Волховстроя, Лодейного Поля, Невдубстроя и Будогощи, минуя ее, везли пассажиров прямо на Московский вокзал.
Причиной закрытия стали коварные питерские грунты, которые со времен ледникового периода никак не могут успокоиться и постоянно находятся в движении. В итоге стенки тоннеля метро между станциями "Рыбацкое" и "Пролетарская" деформировались и сквозь них начала просачиваться вода, угрожая подземке вторым размывом. Правда, злые языки в том же метрополитене поговаривали, что на самом деле виноваты не излишне подвижные грунты, а метростроители, которые, спеша закончить строительство перегона к какому-то очередному съезду или пленуму, не особо заботились о качестве своей работы. Как следствие, та же гидроизоляция была нарушена уже изначально.
Поначалу метрополитеновцы хотели вообще обойтись без закрытия станции: работы планировалось вести по ночам, а днем вновь пускать по тоннелю поезда. Но затем от этого варианта отказались. Во-первых, это было бы слишком затратно: постоянно пришлось бы гонять нагруженные спецоборудованием мотовозы взад-вперед ради тридцати минут работы. Во-вторых, перегруженный мотовоз просто не смог бы одолеть подъем. И наконец, сами работы заняли бы как минимум четыре года. Поэтому было решено пойти на непопулярную меру: на время ремонта полностью закрыть станцию.
И хотя городской Комитет по транспорту заверял тогда жителей района, что все проблемы с пассажирским сообщением будут решены, без эксцессов и легкой паники не обошлось. Ряд наземных маршрутов был снят, другие изменены. Люди, еще не успевшие привыкнуть к новому транспортному раскладу, метались по улицам в поисках остановок, на которых тут же выстраивались многометровые очереди. Власти явно не учли, что, несмотря на статистически низкую загруженность станции "Рыбацкое" (10 тысяч человек в часы пик), наземный транспорт будет пользоваться повышенным спросом. Ведь в районе находится несколько крупных заводов и садоводств.
Но теперь всем этим мучениям приходит конец. Как сообщили нам в Петербургском метрополитене, им удалось практически полностью уложиться в намеченные сроки: к ноябрю укрепили стенки первого тоннеля, а к апрелю закончили со вторым. Столь четкого соответствия графику удалось достичь прежде всего благодаря стабильному финансированию: соответствующие расходы были заложены в городской бюджет на содержание метрополитена. Здесь заверяют, что теперь проблем на этом участке возникнуть не должно: подвижные грунты надежно заморожены.
Впрочем, по мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами питерского метро, аналогичные ЧП могут в любой момент произойти на какой угодно ветке. Дело в том, что подвижные грунты - естественное свойство питерской почвы, и стены подземных тоннелей постоянно испытывают их давление. Избежать эксцессов может помочь только устойчивое финансирование, о котором в настоящее время остается только мечтать. И хотя городские власти делают в этом отношении все возможное, федеральный центр пока готов раскошеливаться только на глобальные проекты типа восстановления Кировско-Выборгской линии.
Но как бы то ни было, одним "белым пятном" на схеме Петербургского метрополитена с понедельника станет меньше. Осталось закрасить красным карандашом "автобусный" значок, прикрывающий прореху между двумя станциями Первой линии.
Игорь ЧЕРЕВКО
Смена.ru
Фото Сергея ТЯГИНА/Интерпресс