Начался сезон троллейбусных бунтов. В начале апреля без ведома председателя Комитета по транспорту Алексея Чумака непосредственно подчиненное ему предприятие "Горэлектротранс" выпустило на маршруты первые коммерческие троллейбусы.
На них, так же как и в автобусах с приставкой "Т", не смогут кататься бесплатно пенсионеры, ветераны и прочие льготники 47 категорий.
Каких-либо предупреждений, рассылок факсов по информагентствам и СМИ не было. Началось с сюрприза для пассажиров, скорее приятного, чем наоборот. В минувшее воскресенье на маршрут от станции метро "Купчино" до станции метро "Электросила" вышли давно уж не ходившие здесь по выходным троллейбусы маршрута N 47.
Однако с надписью "коммерческий" и предупреждением: "все категории льгот не действуют". В отличие от автобусов-"тэшек", где пассажир платит за проезд по 5 - 7 рублей, стоимость проезда на двурогих конкурентах установлена такая же, как на социальных, - 4 рубля. На одном из троллейбусов, прикинувшись простым пассажиром и даже купив билет за свои кровные, ехал заместитель директора троллейбусного парка N 1 Алексей Кудрявцев. "Свой выходной решил потратить на то, чтоб проверить первую реакцию пассажиров", - рассказывает Алексей Николаевич.
Бедные пассажиры - жертвы коварства профессионала, - нет чтобы бунтовать, отказываться платить, покупать и швырять в лицо кондуктору разорванные билеты... Быть может, это отбило бы у троллейбусников охоту к коммерциализации. Ан нет - пассажиры безропотно покупали билеты. Что неудивительно. Ведь до появления 47-го коммерческого двурогого по воскресеньям по тому же пути ходили только маршрутки за 8 рублей и автобусы-"тэшки" - за 7.
С бабульками же происходило то, что происходит обычно в коммерческих автобусах, - не заметив предупреждающей надписи, они запрыгивали в салон и по требованию кондуктора, поворчав, выходили на следующей остановке.
Первая кровь показалась сладкой. На следующий день те же четыре троллейбуса были переброшены на маршрут N 39, где наряду с ними оставлено и 12 социальных. Коммерческие втиснуты в расписание, как говорят профессионалы - в полуинтервал, то бишь между каждыми двумя социальными.
Эксперимент Горэлектротранса, ограничившийся пока что двумя маршрутами, в коммерческом плане оправдал себя моментально. Во вторник за 12 часов работы на четырех троллейбусах 39-го маршрута проехали, заплатив, 2868 человек.
- При тарифе в 4 рубля и отсутствии льгот троллейбус полностью окупается - хватает и на зарплату водителям, которая даже после последнего повышения смехотворна - 2,5 тысячи, и на содержание техники, - рассказал заместитель директора троллейбусного парка ї 1 Алексей Кудрявцев.
Для коммерческих маршрутов Горэлектротранс использовал не какие-нибудь машины, а самые новенькие, ТЭУ-7, от троллебуйсного завода в городе Энгельсе Саратовской области, - одну, купленную для них за счет бюджета в прошлом году, и три - в этом, по цене 2 миллиона 696 тысяч 250 рублей за штуку.
Серьезных санкций за самоуправство не последовало. Председатель Комитета по транспорту Алексей Чумак пока что ограничился предписанием в адрес директора Горэлектротранса Юрия Горлина, в котором корит его за превышение полномочий.
- Оправдать Горэлектротранс может только то, - рассказал начальник отдела пассажирских перевозок Комитета по транспорту Константин Кочеров, - что комитет принял решение о сокращении транспортной работы, по которому число маршрутов в городе уменьшается, и высвободившиеся машины можно использовать для коммерческих маршрутов.
Пикантность ситуации придает то, что сокращение коснулось пока только автобусов - после длительных переговоров с городской администрацией в течение последних двух недель снято 7 маршрутов из 22, предложенных комитетом. Ни один из троллейбусных маршрутов в этом году отменен не был, сокращено только число машин на них, так что интервалы даже на самых популярных направлениях заметно увеличились.
Все понимают, как тяжело сегодня троллейбусу. В парках, где было по 230 - 250 машин, осталось по 120. Вместо 230 в течение суток на маршрутах работают по 100 водительских бригад. Сокращать дальше некуда. Остается сокращать пассажиров. Что и было проделано в минувшие четыре дня.
Единственным из чисто социальных видов транспорта в городе пока остается трамвай. Сколько он протянет - одному богу известно. На этот год утверждено широкомасштабное снятие рельсов в центральных районах. Список улиц опубликуем позже.