Он считает, что его обманули крупнейшая фирма "Интраком" и греческие организаторы некогда популярной в России лотереи "Лотто-миллион".
В одном из афинских судов начался процесс, который пока еще не привлек широкого внимания местной печати. Нынешний житель Питера и гражданин РФ Андрей Врионакис судится с "Интралот" _ дочерней фирмой крупнейшей в Греции и на Балканах телекоммуникационной компании "Интраком". Он обвиняет греков в том, что те его злостно надули, не заплатили положенных денег и, вообще, что во время работы "Интракома" в России было совершено множество злоупотреблений.
Так кто же такой этот отважный г-н Врионакис, который осмелился сразиться в зале суда с одной из самых могущественных в Греции фирм?
Андрей родился в Златоусте, мать его _ русская, которая вышла замуж за греческого политэмигранта. Вместе с ним она переехала в Ташкент, где после разгрома партизан во время гражданской войны в Греции Сталин поселил бежавших в СССР греков. Затем Андрей окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). А в 1981 году вместе с отцом переехал в Грецию на постоянное жительство.
Однако суровая капиталистическая действительность не оправдала радужных ожиданий молодого инженера. Работы он в Греции не нашел и греческие организации, занимающиеся устройством репатриантов, отправили его в Канаду. Но работы по специальности и там не оказалось. В 1992-м он вернулся в Грецию и в отчаянии попытался отказаться от греческого гражданства, с тем чтобы уехать назад в Россию. Местные власти, которые в те годы усиленно зазывали этнических греков из республик бывшего СССР на "историческую родину", переполошились _ отказ от гражданства был чреват крупным скандалом. Врионакису тут же пообещали "хорошую работу" по специальности. Через некоторое время его и в самом деле пригласили в "Интраком".
Там он некоторое время работал по 12 часов в день на должности под загадочным наименованием "техник номер 112". Однако контракта с ним не заключали, хотя Андрей уже вступил в Афинскую техническую палату и ему должны были платить как инженеру. Новобранца утешали: "Не волнуйся, заплатим потом все задним числом. Скоро ты поедешь в Москву и будешь работать в "Олимпийской лотерее" (в России она была больше известна под названием "Лотто-миллион").
В декабре 1992 года Врионакиса и в самом деле отправили в Москву, где уже вовсю кипела работа по организации лотереи. Он был назначен на должность начальника отдела обслуживания электронно-вычислительной техники. Однако ничего задним числом ему не заплатили. А поселили в гостинице "Белград" и стали выплачивать обычную российскую мизерную зарплату (около 20 _ 30 долларов), хотя как гражданину Греции и инженеру ему должны были платить по греческим стандартам раз в сто больше. Врионакис начал протестовать, тогда ему принесли контракт, где говорилось, что его зачисляют на должность разнорабочего. "А не нравится _ уволим!".
Что делать? В этот момент жена Андрея была на восьмом месяце беременности, и он никак не мог оказаться в Москве без денег, без жилья и без работы, а потому, скрипя зубами, подписал. Однако выпускник питерского вуза никак не мог понять, почему такая большая фирма не платит ему нормальную зарплату.
_ Но очень скоро, _ рассказывает теперь Андрей, _ я догадался, что эта лотерея в Москве была ничем иным как огромным надувательством.
Договор о лотерее был заключен между "Интракомом", Олимпийским комитетом России и московским зональным предприятием спортивных лотерей, а также кипрской фирмой "МС энд КО Бизнес Менеджмент энд Консалтинг Лимитед". При этом доли участников распределялись так, что греки владели 60 процентами акций компании. Учредительный капитал был определен в 12 миллионов долларов, но "живые" деньги вносила только российская сторона, а греки лишь поставляли оборудование и руководили лотереей. Другими словами, иностранцы фактически становились в рамках этой компании владельцами того, что покупалось на деньги российского государства!
_ Через мой отдел, _ свидетельствует Врионакис, _ проходило почти все оборудование, закупавшееся за границей для лотереи. При этом его стоимость, по-моему, безбожно завышалась. Например, игровой терминал на Западе стоит около 300 долларов, а "Олимпийская лотерея" покупала его за 3500, а потом даже за 4200 долларов. То есть цена завышалась примерно в 12 _ 15 раз! А ведь было закуплено около 5 тысяч таких терминалов!
Такая же операция была проделана и с киосками "Лотто-миллион", которыми заставили всю Москву. Один киоск покупали сначала за 14 тысяч, а потом за 28 тысяч долларов, то есть опять-таки гораздо выше реальной стоимости.
Страшно завышались цены и на все другое оборудование и запчасти.
Баллончик сжатого воздуха, например, который в Москве стоил около 2 _ 3 долларов, покупался за границей за 12! Греческим начальникам в Москве установили баснословные зарплаты. Оплачивались работы, которые на самом деле никто не делал и т. д. и т. п. Словом, это напоминало настоящую "черную дыру", в которую проваливались российские миллионы.
_ Ясно, _ считает Врионакис, _ что все это, скорее всего, делалось для отмывания денег. Мало того, организаторы лотереи не платили за ввозимое оборудование налоги. Его регистрировали на таможне как временное с обязательством вывезти потом обратно. Не вложив в лотерею буквально ничего, греки получали громадные деньги.
_ Мне известно, _ говорит Врионакис, который все-таки сумел стать снова гражданином РФ и отказался от греческого гражданства, _ что президент "Интракома" Сократис Коккалис получил под эту лотерею крупный кредит от ЕС. Однако потом "уступил" совместное предприятие российской стороне. Но вместе с ним он "подарил" России и огромный долг в виде невозвращенного кредита.
Любопытно, но многое из того, что рассказал нашей газете нынешний житель Питера, решивший судиться в Греции, невольно подтвердила недавно никак не связанная с ним греческая газета "Катимерини". Она напечатала за последние недели несколько больших материалов, посвященных махинациям вокруг "Лотто-миллион". Оказывается, что за часть оборудования для лотереи в Швейцарию из Москвы были переведены 15 миллионов долларов, которые потом исчезли бесследно. По запросу Национального фонда спорта России этим случаем сейчас занимается генеральный прокурор кантона Женева Бернард Бертосса.
На страницах "Катимерини" был опубликован и другой уже сенсационный материал _ фотокопия расписки одного из руководителей олимпийского комитета России в одну из кипрских компаний на 1,3 миллиона долларов. Странно, но эта информация афинской газеты почему-то до сих пор не привлекла особого внимания обычно падкой на сенсации московской печати. Наверное потому, что лотерейные миллионы смотрятся довольно бледно на фоне иных миллиардных скандалов. Да и вообще судебное сражение скромного питерского инженера с могущественным "Интракомом" выглядит как неравная битва Давида с Голиафом. Однако, как пишет "Катимерини", скандал вокруг лотереи все-таки уже начали расследовать и в Греции, и в России.
Владимир МАЛЫШЕВ
Ведомости