Около 50 киоскеров за минувшие два дня позвонили с жалобами в Комитет по транспорту.
Начиная с этого месяца в универсальных киосках Центрального агентства городского пассажирского транспорта невозможно купить карточки на трамвай, троллейбус и трамвайно-троллейбусные.
А еще в августе в уличных киосках перестали продавать единые проездные. Итого - из сети, изначально созданной как универсальная, исчезли уже 4 из 8 видов карточек. Остались только чисто автобусные, трамвайно-автобусные, троллейбусно-автобусные и трамвайно-троллейбусно-автобусные.
Среди последствий такого перераспределения нам пока не удалось обнаружить ни одного удобного ни для пассажиров, ни для торговцев карточками. В Петербурге еще не отмер старинный обычай, когда деньги на карточки внутри предприятия собирает специально выделенный для этого общественник. Со списком заявок он обычно отправлялся в ближайший киоск Центрального агентства, где был полный ассортимент. Таким образом экономилось рабочее время. Теперь это невозможно. Трамвайные и троллейбусные карточки сегодня можно купить только в трамваях и троллейбусах, что создает идеальные условия для фальшивопечатников. Карточку, купленную в киоске, знаешь, куда вернуть. Человек, прикинувшийся продавцом в трамвае или троллейбусе, исчезает раз и навсегда.
Наконец, значительной части доходов лишились продавцы карточек в уличных киосках. В основном это пенсионеры, и так работающие за гроши. Первый удар по ним был нанесен еще в 1990 году, когда из Центрального агентства пассажирского транспорта уволили всех штатных распространителей проездных. Вот уже одиннадцать лет киоскеры работают на таких же условиях, как бывшие инженеры и ученые, ставшие рабами пахана, контролирующего колхозный рынок, - получают 1 процент от реализации. И если в прошлом месяце продавцы уличного киоска в хорошие дни реализовывали карточек на 10000 рублей, зарабатывая по 100, то вчера, например, они пополнили свой бюджет следующего месяца лишь на 20 - 40 рубликов.
Надо сказать, что сеть универсальных киосков сворачивается уже более 10 лет. Так, в 1987 году, когда мы ездили по талончикам, купить их можно было в киосках, которые стояли практически на каждой остановке. Сейчас киосков Центрального агентства осталось штук 80 на весь город, в основном у станций метро, и только тех, где особенно много народу выходит. Не так давно новые киоски еще размещали по обращениям трудящихся в удобных для них точках. С лета 2000-го развитие сети заморожено. В своем обнищании работники Центрального агентства обвинили ближайшего конкурента - метрополитен, в окошечки которого, по их мнению, перетекла большая часть карточек. До сих пор все новации принадлежали Комитету по транспорту. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что комитет вообще не контролирует ситуацию.
- Я только что говорила с Алексеем Ивановичем (председатель Комитета по транспорту Алексей Чумак. - А.О.), он никаких распоряжений о перераспределении проездных не давал, - рассказала вчера "Смене" Татьяна Резанова, начальник финансово-экономического отдела комитета.
Начавшееся вчера служебное расследование лишь отчасти пролило свет на возникшую проблему. В прошлом году тираж карточек заказывало в печать Центральное агентство пассажирского транспорта. К настоящему моменту все напечатанные в прошлом году карточки закончились, с февраля заказывать карточки для проезда на трамвае и троллейбусе стал сам "Горэлектротранс", ориентируясь на спрос в предыдущих месяцах. Неожиданно ГЭТ отказался передать часть тиража в "Пассажиравтотранс", чтобы тот реализовывал их в специализированных киосках Центрального агентства (зачем продажа шла по такой цепочке - пока не знают даже в Комитете по транспорту) и не передал часть билетов, которые с начала года отпускались различным предприятиям города по безналу.
Причины такой тактики очевидны. Хотя все средства от продажи карточек должны идти в городскую казну, задержать их на какое-то время у себя - заветная мечта любого транспортного предприятия. Транспортникам нужны оборотные средства. А "Горэлектротрансу" - особенно. (О том, в какой ситуации оказался он сегодня, рассказывает опубликованный ниже материал.) Если карточку продает кондуктор в троллейбусе или трамвае, средства поступают в трамвайно-троллейбусный парк в тот же день, в крайнем случае - на следующий. При реализации через киоск деньги задерживаются в среднем на две недели. Однако до сих пор "Горэлектротранс" все же распределял карточки, руководствуясь указаниями начальства из комитета. Удастся ли Комитету по транспорту взять ситуацию под контроль, увидим в ближайшие дни.