Накануне миллениума бешеным спросом стала пользоваться традиционная русская зимняя обувь - валенки.
В нашем регионе единственным монополистом в производстве обувки Деда Мороза является Гатчинский промышленный комбинат, входящий в систему "Леноблпотребкооперации". До последнего времени серьезную конкуренцию ему составлял петербургский завод валяной обуви "Русь". Но это предприятие, бывшее в советское время одним из лидеров производства в стране (в 1990 году здесь, к примеру, было выпущено 250 тысяч пар валенок), в последнее время испытывало серьезные финансовые проблемы и с октября полностью остановилось.
Теперь все карты оказались в руках у гатчинских валяльщиков. Правда, объем выпускаемой продукции уже не может сравниться с советскими масштабами. С начала этого года здесь сошло с конвейера 18 тысяч валенок. Но больше и не нужно: предложение не должно превышать спрос.
Спрос же весьма стабилен. Правда, директор комбината Оганес Гадян говорит, что из-за теплой погоды этой осенью и в декабре спрос гораздо ниже, чем в прошлом году. "Тогда у нас оптовики в очереди стояли, на месяц вперед записывались", - говорит Оганес Харенович. Основными покупателями, по его словам, являются областные и городские магазины, а также частные предприниматели, приобретающие валяный товар мелкими партиями и затем продающие их на рынках. В основном предприятие работает на Питер и Ленобласть, а также Карелию. Совершенно неожиданно прошлой зимой валенками заинтересовались финские бизнесмены. Они купили одну партию и увезли в свою страну. Судя по всему, финнам русская экзотика пришлась по душе, так как потом гатчинские валенки пришлось отправлять в Суоми еще четыре раза.
В чем причина популярности этой, казалось бы, "дедовской" обуви? Достаточно вспомнить классические валенки советского времени - негнущиеся, нередко расходящиеся по швам. Все дело в изменении технологии их производства.
В СССР основной упор всегда делался не на качество и удобство, а на массовость выпуска. Вплоть до 1990 года основным сырьем для валяной обуви были отходы текстильных и прядильно-ниточных комбинатов. Теперь же ситуация изменилась. Гатчинские валенки делают отнюдь не из отходов. Низ вообще прокладывают натуральной овечьей шерстью, которую закупают в Костромской, Тверской, Вологодской областях и даже в Узбекистане. Дешевле было бы использовать местное сырье, но, по словам Гадяна, в бывших совхозах овцеводство не прижилось, а разводящие овец кое-где фермеры не хотят продавать шерсть комбинату, а только отдают расчесывать, после чего толкают куда-то налево.
Использование овечьей шерсти дает два преимущества для носящего валенки. Во-первых, в них не холодно (нога не мерзнет до минус тридцати), а во-вторых - это полезно. Другой плюс - цена. Взрослые валенки стоят в магазинах не дороже 180 рублей. Чем меньше размер, тем ниже цена. Носятся они 4 - 5 лет.
Основными покупателями являются, естественно, сельские жители. В городе валенки приобретают в основном пенсионеры. Для охотников и рыболовов валенки не слишком удобны. Поэтому специально для них в Гатчине делают так называемые валяные чулки. Такой чулок вдевается в резиновый сапог, и нога спокойно переносит морозы до минус восьми.
Гатчинские валяльщики уверены, что их продукция будет пользоваться спросом еще долго. Дабы сделать валенки более привлекательными, они планируют приобрести часть современного оборудования остановившегося завода "Русь". Если это удастся сделать, то гатчинцы смогут выпускать не только традиционные "голые" валенки, на которые надо специально надевать калоши, а монолитные валенки на резиновой подошве, которым не страшны "соленые" лужи.
Словом, накануне миллениума Россия продолжает переживать своего рода специфический ренессанс. Возвращение гимна Александрова, бешеный спрос на валенки... Политологам есть над чем призадуматься.
Игорь ЧЕРЕВКО
Смена.ру