16 ноября, ровно через два месяца после исчезновения украинского журналиста Георгия Гонгадзе в информационном поле Киева произошел взрыв. Возглавляемая подругой Георгия Аленой Притулой интернет-газета «Украинская правда» распространила информацию о том, что труп журналиста обнаружен в Таращанском районе Киевской области. В тот же день мы оказались на месте обнаружения трупа и вот, что удалось узнать.
В четверг 2 ноября Володя и Сергей Шушко (отец и сын) отправились в райцентр на рынок продавать муку. Путь от их села Чернин до городка Тараща не меньше 10 километров, чтобы скоротать его, они выбрали лесную дорогу, не совсем ровную, но вполне крепкую – запряженная лошадью повозка передвигается там легко, хотя и медленно. В какой-то момент Сергею захотелось в туалет, он соскочил с повозки, сделал несколько шагов в лес и наткнулся там на свежевырытую нору. Поковырял в ней палкой и увидел человеческую руку...
Продав муку, Шушки отправились в райотдел милиции. Так и так, мол, нашли труп, может, вам интересно, приезжайте. Уже вечерело, поэтому дежурный сказал им, что труп – это, конечно, чертовски интересно, но сегодня уже поздно, так что завтра приедем поглядим! Впрочем, здравый смысл восторжествовал, не успел в тот вечер Володя Шушко расседлать лошадь, как приехал милицейский «уазик», садись, мол, поехали. Приехали, посмотрели, «обрадовались», решили в пятницу утром в присутствии начальства раскопать.
Присутствовавший при раскопках председатель местного сельсовета Bасилий Беспалько рассказал нам, как его поразило поведение приглашенного на эту процедуру судмедэксперта. Увидев труп, медик сразу сказал, что лежит он в земле не менее двух лет, потом присмотрелся внимательней и присвистнул: там были фрагменты кожи и, как позже выяснилось, внутренних органов. На теле не было никакой одежды, все, с точки зрения специалиста, свидетельствовало в пользу того, что труп, перед тем как закопать, обработали спецраствором, который спровоцировал ускоренное разложение. Но – если и обработали, то не качественно, что сначала ввело врача в заблуждение.
3 ноября днем, когда труп привезли в морг таращанской районной больницы, уже было очевидно, что он пролежал в земле два-три месяца и, что обнаруженные на нем перстень и браслет очень похожи на описание соответствующих украшений, которые могли быть на Георгии Гонгадзе в день его исчезновения. Обо всем этом рассказал нам начальник отделения судмедэкспертизы районной больницы Игорь Воротинцев. А еще он показал нам милицейскую ориентировку, разосланную по линии МВД Украины после исчезновения Георгия: именно в ней содержались упомянутые описания. Впрочем, визуально опознать труп не представлялось возможным: у него не было головы.
По факту обнаружения трупа таращанская прокуратура возбудила уголовное дело, судмедэксперт Игорь Воротинцев сразу же сообщил ее сотрудникам о том, что ориентировка на Гонгадзе очень похожа на этот труп. Но этого судмедэксперт нам не сказал, потому что к моменту нашего знакомства он был серьезно напуган. Но – не будем забегать вперед.
В субботу 4 ноября сотрудники таращанских правоохранительных органов заставили нескольких «суточников» (арестованных за мелкие административные правонарушения) заняться тяжелым физическим трудом. Они перекапывали землю в месте обнаружения трупа и в конце концов нашли там кулон на оборванной нашейной цепочке. Василий Беспалько – единственный из наших собеседников видел этот кулон лично сразу после обнаружения и описал нам его. Украшение из черного серебра имело форму полумесяца, которому не хватало одной половинки. Другая половинка и сейчас висит на шее у Алены Притулы, это подтверждает она сама и даже жена Георгия Мирослава. Трудно сказать, каковы будут результаты экспертизы останков, но у нас есть все основания полагать, что найденный труп принадлежит журналисту Гонгадзе.
Не выдержали, видимо, нервы у преступников, которые привезли к селу Чернин тело, раздели его, обработали неким раствором и закопали. Испугались исполнители, задергались и про перстень с браслетом и про кулон на цепочке – забыли. То ли отвлек кто, то ли просто психанули. А потом разрывшие самопальную могилу звери отъели голову трупа и куда-то ее унесли (специалисты говорят, что в подобных случаях такое бывает довольно часто).
На прошлой неделе информация про таинственный труп дошла до Алены Притулы, она вместе с тремя приятелями отправилась в Таращу, где предстала перед обрадованным судмедэкспертом. Игорь Михайлович откровенно сказал нам, что к моменту их приезда ему осточертел безголовый труп и, что он с удовольствием воспользовался возможностью от него избавиться. Алена получила медицинскую справку о смерти Георгия, куда легко вписали все данные Гонгадзе, и отправилась искать гроб, чтобы отвезти тело в Киев. При этом, заметим, ни она, ни кто-либо из ее спутников, естественно, не могли предъявить каких-либо документов о своих родственных связях с Георгием Гонгадзе. Не могли, потому что таких связей не было.
Фактически, в Тараще труп готовы были отдать посторонним людям! При живых-то жене и матери Георгия. Но – судьба распорядилась по-другому.
Пока Алена Притула и ее товарищи искали гроб, труп из морга таинственно исчез. Это случилось в период между тремя и четырьмя часами дня, в этот период временеи морг был закрыт на большой висячий замок. Об этом рассказал нам судмедэксперт Игорь Воротинцев, то же самое поведал он и обалдевшей Алене и ее друзьям. Все это произошло 15 ноября, 16-го в «Украинской правде» появился материал о мистически-таинственном исчезновении трупа с намеком на деятельность спецслужб. На этот раз газета не ошиблась: узнавшие о появлении прессы сотрудники милиции тихо вывезли обезглавленное тело в Киев – в областное бюро судмедэкспертизы. Так оно надежнее, а то похоронят еще как Гонгадзе труп, который пока еще официально к Георгию никакого отношения не имеет.
Хотя, как это не неприятно, слишком многое свидетельствует в пользу того, что найденный труп принадлежит Георгию. И, прежде всего, в пользу этого печального факта говорит то рвение, с которым официальные представители МВД Украины все два месяца с момента исчезновения Гонгадзе пытались убедить жителей этой страны в том, что Гонгадзе где-то живет и здравствует, зарабатывая себе политический капитал. Вот свежий пример.
Официальный представитель МВД Украины пару недель назад сообщил на пресс-конференции о том, что некий Гонгадзе 21 сентября этого года взял в Москве билет на поезд до Смоленска. Мол, мы не уверены, что это тот Гонгадзе, но все же странно как-то. Мы проверили эту информацию, в результате чего получили официальное письмо из Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги. В письме содержались СТАНДАРТНЫЕ для железнодорожников данные о человеке с фамилией Гонгадзе (фамилия, инициалы и паспортные данные), который 21 сентября взял в Москве два билета: один до Смоленска, другой – назад до Москвы через несколько дней. Киевские милиционеры НЕ МОГЛИ получить об этом эпизоде другую информацию, а потому не могли не понять, что к Георгию Гонгадзе она никакого отношения не имеет. Тем не менее, не преминули таким образом подать эту информацию, что у людей сложилось впечатление, будто Гонгадзе жив и здоров, а, значит, ничего особенного не произошло, и с милиции спрашивать нечего.
В России это называется распространением заведомо ложной информации и преследуется законодательством. И уж во всех странах мира ложь по мелочам не приносит пользы, зато подрывает репутацию. Теперь официальные чиновники украинского МВД категорически опровергают уже почти для всех очевидную связь между обнаруженным в Тараще трупом и пропавшим Георгием. У нас создается впечатление, что чиновникам МВД Укранины очень не хочется признать, что обнаруженный в Тараще труп принадлежит Гонгадзе, потому что, этот труп нашли случайно и вовсе не сотрудники милиции. Или есть другие причины?
Константин Шмелев
Читайте также: Как искали Георгия Гонгадзе
Фото: Агентство журналистских расследований