Фонтанка.Ру публикует полный текст интервью председателя Законодательного собрания Сергея Тарасова Яну Травинскому, в котором Тарасов комментирует появившиеся в СМИ слухи о досрочном уходе Владимира Яковлева с поста губернатора Петербурга.
В последнее время в Петербурге снова заговорили о досрочной отставке губернатора. С легкой руки «Росбизнесконсалтинга» информацию насчет уже обсуждающихся кандидатур на должность главы исполнительной власти подхватил целый ряд СМИ.
Слухи об уходе Владимира Яковлева возникают не в первый раз и муссируются не первый месяц. Более того, «Вашему тайному советнику» известно, откуда поднялась нынешняя волна. Однако мы решили не игнорировать начавшийся ажиотаж и обратились за разъяснениями к человеку, которого считают довольно близким губернатору Яковлеву. Примечательно, что человек этот – председатель Законодательного собрания Сергей Тарасов – по некоторым данным также присматривается к губернаторскому креслу.
Как только в городе возникают проблемы, например, связанные с принятием бюджета или с чем-нибудь еще, обязательно возникает слух об отставке губернатора. Нужно определить, что мы имеем в виду. Сложение им полномочий в связи с переходом на другую работу? Наверное, именно это. Потому что отставка губернатора в том смысле, который заложен в законе, связана совсем с другими случаями. И о них лучше совсем не упоминать, потому что они все неприятные. А что касается перехода Яковлева на другую работу, то если говорить о сегодняшнем дне, он совершенно невозможен. Я в этом абсолютно уверен.
Почему?
Здесь надо учитывать статус губернатора Санкт-Петербурга. На самом деле мало что изменилось. Раньше секретарь ленинградского обкома автоматически являлся членом Политбюро. И теперь губернатор Яковлев может уйти со своего поста только на очень высокую должность, думаю, что даже вице-премьера будет маловато – адекватен только пост уровня премьер-министра или председателя Совета Федерации. На сегодняшний момент я не вижу подобной освободившейся должности. Все заняты. Что касается правительства союза России и Белоруссии, то нечего греха таить – пока оно будет скорее органом декларативным и подготовительным. Пока не будет введена общая валюта – а ее введут в 2005-м году (по крайней мере об этом заявлено, в 2005-м общей валютой станет рубль, а в 2008-м – какая-то другая единица) – говорить о едином государстве совершенно бесполезно. Короче говоря, уход Яковлева и на эту должность крайне мало вероятен.
На самом деле речь о другом. У нас уже есть два прецедента. Парламенты двух почти самостоятельных республик внутри российского государства – я имею в виду Татарстан и Башкортостан – приняли законы, которые не соответствуют Конституции ни на йоту. Руководители этих двух субъектов Федерации могут избираться на третий срок. Президент Калмыкии избран до 2007-го года... Где контролирующие органы? Где, в конце концов, око президента, его полномочные представители на местах? Где прокуратура и суд? Зная петербургский парламент, я уверен, что он не примет подобный закон, даже если ему это разрешат на федеральном уровне. Один из принципов, декларируемых внутри нашего Законодательного собрания – сменяемость руководителей любого уровня. Исходя из этого постулата, Яковлев работает губернатором последний срок. И как человек достаточно молодой и чрезвычайно энергичный, набравший большие политические мускулы и большой политический опыт, он, безусловно, думает о будущей работе. Российская практика свидетельствует, что если действующий политик уходит со своего поста в результате перевыборов, ему затем бывает очень сложно найти себя в политике.
Выходит, губернатор все-таки уже думает об уходе?
Пока до этого далеко. Губернатор в этом году только избрался. В том, что он доработает до 2003-го года, я почти не сомневаюсь. Для него подготовка города к празднику 300-летия может быть делом жизни. Это – не Олимпиада, это – больше. Быть политиком, который готовит город к такому событию – хорошая жизненная цель для Яковлева. В спорте важно вовремя уйти. В политике это тоже, конечно, имеет значение. Могу привести пример своего предшественника на посту спикера – Юрия Кравцова. Но об уходе сегодня и сейчас Яковлев не думает. Слухи распространяются теми, кто хочет, чтобы Яковлев ушел.
А кто хочет?
Понимаете, я не люблю говорить неконкретно. Говорить фразы типа «есть некие силы» – не в моем стиле.
Тогда скажите хотя бы, откуда дует ветер – из Москвы, из Петербурга, из каких структурных этажей?
У нас не сформировано политическое поле. В силу этого и я, и губернатор - мы не являемся членами каких-либо политических партий или движений. Для мировой политики это – редкость, присущая почти исключительно России. Сейчас политическое поле начинает складываться. Возникает СПС, возникает «Единство». Политическая партия – ничто, если она не имеет политиков: во-первых – ярких, а во-вторых – возглавляющих те или иные органы государственной власти. И ближайший период политической борьбы, который определит расклад сил в городе на 3-5 лет, начнется через 5-6 месяцев, когда фактически начнутся выборы в Законодательное собрание. Посмотрите, к примеру, что уже сейчас творит Оксана Дмитриева – бывшая «яблочница», теперь уже не знаю, кто... Послушайте, что она несет с экранов телевизоров! Она – депутат Государственной думы! Стыдно слушать. Если вспомнить трагически моменты периода наших выборов (убийство Старовойтовой), так там такой же политической истерии было выше крыши. Возможно, опыт ее нагнетания попытаются повторить. И ею на этот раз воспользуется не «Блок Юрия Болдырева» или «Яблоко».
Так все-таки кто?
Вы спрашиваете, кто заинтересован в распространение слухов об отставке Яковлева? Я говорю, что в этом заинтересованы усиливающиеся политические партии. Со слухами ведь сейчас очень просто. Достаточно какому-нибудь политику что-то сказать, или, еще проще, запустить информацию через Интернет... Вот вам и общественное мнение.
Что Вы можете сказать об информации насчет Вас, как о потенциальном кандидате в губернаторы? Или об этом говорить пока рано?
Видите ли... Политическая ситуация развивается по синусоиде. Я избран спикером до июня 2001-го года, а дальше мне нужно будет подтверждать свои полномочия. Судя по всему, выборы в Законодательное собрание будут в апреле 2002-го года. Может быть, в декабре. Очевидно, что губернатор будет избираться при новом парламенте. И обо мне как о публичном политике, известном в городе, можно говорить сейчас, когда я возглавляю парламент. Ясно, что в новом ЗакСе ситуация будет другой. Я не вхожу ни в какую политическую партию, и не буду входить ради того, чтобы снова стать спикером. Кстати, на выборах губернатора очень многое будет зависеть от «фактора Ельцина». Это когда Борис Николаевич указал перстом на своего преемника – и народ того избрал. Авторитет Яковлева сегодня настолько высок – я не говорю о том, что будет через два года – что этот феномен вполне может повториться в Петербурге. У того, кого Яковлев пожелает видеть своим преемником, будут достаточно высокие шансы на победу.
А кого Яковлев может захотеть увидеть своим преемником?
Я действительно не знаю. Это должен быть политик, известный в городе. Что касается меня, то, кроме всего прочего, я достаточно хорошо разбираюсь в политической технологии. Говоря русским языком – в том, как и кого выбирать. Выборы в Петербурге потребуют у кандидата в победители как минимум трех существенных факторов. Это должен быть петербуржец, или, по крайней мере, человек, связанный с городом на протяжении многих лет. Не варяг из Москвы. У бывших петербуржцев, которые попытаются вернуться из Москвы, тоже очень мало шансов. Наш электорат четко отслеживает преданность кандидатов городу. Абрамович никогда не сможет избраться губернатором Петербурга. Во-вторых, необходима широкая поддержка городской элиты – от промышленников до людей искусства. Этот человек должен быть своим и нашим. И третий фактор – финансовый. Даже если начинать с него, я на сегодняшний день совершенно точно не готов к губернаторской кампании.
Можете перечислить хотя бы нескольких человек, которые готовы?
Таких людей много. Не хотел бы называть фамилии. Но среди них – как минимум 3-4 вице-губернатора.
Беседовал Ян Травинский
Фото: фотоархив современной истории Санкт-Петербурга, агентство Интерпресс
Это интервью будет опубликовано в следующем номере газеты "Ваш тайный советник"