Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество ЧЕРКЕСОВ О ТАЙНАХ РИСУНКОВ ФИЛОНОВА (фото)

ЧЕРКЕСОВ О ТАЙНАХ РИСУНКОВ ФИЛОНОВА (фото)

271

26 октября в Русском музее состоится официальная передача семи из восьми рисунков Павла Филонова, похищенных в начале 80-х годов. Их стоимость оценивается в полмиллиона долларов США. В те годы, когда была совершена кража, полпред Виктор Черкесов возглавлял петербургское управление ФСБ и лично курировал расследование этого громкого преступления.

Следствие по краже, в которой, виноваты сотрудники Русского музея, было закрыто. Черкесов отметил, что "оснований для привлечения к уголовной ответственности кого-либо по разным причинам на сегодня уже нет".

Таинственные истории вокруг рисунков Павла Филонова

Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Он не продавал свои работы. С иностранцами, которые интересовались его творчеством, даже не вступал в переговоры. Художник решил все работы подарить России. Павел Филонов умер в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. В осажденном городе гроб был роскошью. Сама мысль о том, что придется так похоронить брата, ужасала его сестру Евдокию Николаевну Глебову.

Союз художников оказал Филонову свою первую и последнюю услугу — выделил девять досок на гроб. Пока доски искали, мертвый художник несколько дней лежал в промерзшей комнате, накрытый своей знаменитой картиной "Пир королей"...

Наследие, наследники, "искусствоведы"...

Перед эвакуацией в блокадные месяцы 1942 года Евдокия Глебова, сама полуживая от голода, перевезла на себе все работы брата и сдала на временное хранение в Русский музеи. Иначе они, скорее всего, погибли бы.

Затем она долгие годы бережно хранила работы Филонова у себя, привела творческое наследие брата в порядок, составила списки, сделала фотокаталог. Увы, среди интересующихся были и те, кем двигала лишь корысть. Искусствовед Маргарита Гуткина, под предлогом работы над книгой о Филонове часто бывавшая у Евдокии Глебовой, злоупотребила ее доверием. На Западе Филонов ценился очень высоко. Было следствие, суд, газетные статьи, телевизионная передача. В 1977 году, исполняя волю покойного брата, Евдокия Глебова преподнесла большую часть его работ в дар Русскому музею.

Картины зарабатывают. Кому?

Казалось бы, за работы Павла Филонова больше не нужно было волноваться, ведь они хранились в Русском музее. В 1981 году прошла грандиозная выставка "Москва—Париж. 1900—1930 годы", которая стала сенсацией. В 1988 году в Русский музей стояли километровые очереди желающих попасть на персональную выставку Павла Филонова. Вообще после перестройки выставки русского авангарда следовали одна за другой — и у нас, и за рубежом. Картины зарабатывали валюту. Когда растет интерес к творчеству художников, растет и стоимость их работ, а, значит, — искушение выгодно продать. Но ведь доступ к работам имеет весьма узкий круг людей — сотрудников музея. Тем не менее, вокруг работ Филонова не прекращались скандалы. То вдруг рисунки Филонова появлялись на аукционе "Сотби", где, как известно, подделок не бывает. А то вдруг обнаружились рисунки из Русского музея в Париже — в Музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Каким образом попали они туда? Никто не знает. Ходят лишь слухи.

Пиковая дама и заговор молчания

Говорят, например, что в деле таинственных исчезновений замешана одна влиятельная дама, занимавшая некогда в Русском музее весьма высокий пост и тоже, конечно же, изучавшая творчество Павла Филонова. Но права называть имя этой дамы у нас нет, поскольку против нее так и не было возбуждено уголовное депо, она лишь покинула свой высокий пост. Кто знает, может быть, все обвинения против нее — лишь клевета?

Казалось бы, зачем довольствоваться слухами, когда можно все узнать из первых уст — от сотрудников Русского музея. Но это невозможно. Все попытки провести журналистское расследование провалились. Стоит произнести в присутствии какого-нибудь сотрудника музея слова "рисунки Филонова", и твой милый собеседник разительно меняется. Ледяное лицо, недоумевающий взгляд, иногда даже в ответ оскорбленным возглас: "Выдумаете, что это я украл?" Один старший научный сотрудник сказал: "Поскольку многие люди, которые могли бы быть причастны к этому делу, еще живы, здоровы и влиятельны, вам никто ничего не скажет".

Обратиться к официальным лицам? В отделе советской живописи отвечать отказались. Причины веские: "Мы занимаемся живописью, а вас интересуют рисунки". Предложили обратиться к заместителю директора Русского музея по учету и хранению Ивану Карпову. Честно признаюсь, этого человека мне жаль, уж очень у него незавидная должность: отвечать за других, неизвестных людей, нечистых на руку. Заместитель директора порекомендовал обратиться... в следственные органы. Правда, на вопрос, вернулись ли рисунки Павла Филонова, непонятно как оказавшиеся в музее Центра Жоржа Помпиду, в Русский музей, Иван Карлов ответил: "К сожалению, пока нет".

Нужно быть наивным человеком, чтобы продолжать расспросы сотрудников Русского.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

rosbalt.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях