Специалист из конструкторского бюро, где разрабатывают подводные лодки, утверждает, что их чертежи не являются засекреченными и могли свободно попасть в руки колумбийских наркоторговцев. Однако с тем, чтобы качественно построить лодку, у колумбийской мафии могли возникнуть трудности.
В начале сентября мировые средства массовой информации передали сенсационное сообщение: неподалеку от колумбийской столицы Боготы полиция обнаружила небольшую подпольную судоверфь, на которой шла сборка малой подводной лодки типа российской «Пираньи». Верфь, а точнее ангар, принадлежала наркомафии.
30-метровая субмарина была недостроена - из трех находившихся на верфи сегментов полностью смонтированным оказалось лишь машинное отделение.
К моменту появления полиции в ангаре никого не было. Однако по обнаруженным там вещам и документам полицейские сделали вывод, что строительством подводной лодки руководили российские специалисты: техническая документация была на русском языке, многие инструменты - российского происхождения.
По мнению колумбийских экспертов, наркосубмарина, на строительство которой уже было затрачено не менее 5 миллионов долларов, могла бы опускаться на глубину более 100 метров и перевозить 200 тонн кокаина на расстояние 1 тысячу километров.
Представитель американского управления по борьбе с наркотиками в Колумбии Лео Аррегин предположил, что после завершения строительства заказчики планировали доставить субмарину наземным транспортом до ближайшего порта (примерно 350 км), и там приступить к ее эксплуатации по назначению - подводной транспортировке больших партий наркотиков.
На днях по делу о русской субмарине полиция задержала гражданина США, подозреваемого в связях с наркомафией, а еще четверо граждан, в том числе трое русских, объявлены в розыск.
Мы встретились с главным конструктором Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Радием Анатольевичем ШМАКОВЫМ и попросили прокомментировать это сенсационное сообщение.
- Одним из направлений деятельности «Малахита» действительно является конструирование малых и сверхмалых подводных лодок. «Пиранья» (проект 865) - титановая малая подлодка была построена на Ленинградском адмиралтейском заводе в 1990 году. Всего построено две таких лодки, которые находились на вооружении ВМФ и базировались в Кронштадте.
В настоящее время одна лодка разрезана, другая по-прежнему находится в Кронштадте и не так давно снималась в кинофильме «Особенности национальной рыбалки». Кстати, мы неоднократно пытались эту «Пиранью» продать, кажется, за 50 миллионов долларов, но безрезультатно. Разным странам предлагали, интересовались многие, однако никто не купил.
Что касается колумбийской «Пираньи», то скажу почти со стопроцентной уверенностью, что никакие чертежи из нашей секретной организации попасть за границу не могли. Но лодку строил завод, у которого, разумеется, был комплект чертежей. Кроме того, есть ряд институтов, в которые мы посылаем подобную документацию, поэтому чертежи могли быть заимствованы из любого другого места...
- Представляет ли трудность переправка за рубеж комплекта чертежей «Пираньи»?
- Абсолютно не представляет. Все чертежи не секретные, их можно сложить в чемодан и увести куда угодно. Но наличие комплекта чертежей (2 - 4 тысячи листов) еще не означает, что субмарину может построить любой. В настоящее время подводные лодки могут строить только технически развитые государства, включая латиноамериканские... Конечно, за деньги можно сделать многое. Но кроме соответствующих материалов необходимо иметь умные головы, то есть специалистов...
- Судя по сообщению, в Колумбии и работали российские специалисты. Вы это допускаете?
- Да. Не секрет, что после перестройки тысячи специалистов, закончивших ранее кораблестроительные вузы, подались за рубеж. Многие сейчас работают в Америке и других странах. Но вы поймите, построить подводную лодку весьма и весьма нелегкая задача, тем более в условиях Колумбии. Ведь у нас ту же «Пиранью» строила вся страна, мощный ВПК, поэтому это не составляло большого труда. До сих пор даже такие государства, как Индия и Китай, имеющие огромный потенциал, лодки для подводного флота закупают у нас. Что тут говорить о Колумбии, точнее какой-то группе, работавшей в ангаре...
- То есть для них это было нереально?
- По моему мнению, сделать какое-то подобие они бы смогли. Но построить настоящую подводную лодку нереально. Даже с помощью иностранных, в том числе российских, специалистов. Лодку надо рассчитать, для чего существуют специальные методики и целые научные институты, сделать макеты, опытные образцы, затем испытать и т.д. и т.п. Каждое техническое сооружение требует соответствующего научно-технического уровня не кучки людей, а всей страны...
- Давайте предположим, что этой кучке людей удалось построить лодку. А дальше что? Я имею в виду транспортировку подлодки весом 218 тонн на несколько сотен километров до моря.
- Проблема перевода субмарины на место спуска на воду - всегда очень сложная техническая задача. Даже при наличии специальных средств. Потому что лодка может переломиться. Необходимы точные расчеты изгибов и т.д. Иначе треснет, как, например, ломаются лодки, когда их поднимают со дна моря...
...И еще одна трудноразрешимая проблема - это проблема плавучести. Дело в том, что при строительстве малых подводных лодок требуется достичь минимального веса, поэтому балластные цистерны, например, у «Пираньи» изготавливались из стеклопластика. Кстати, нам плавучесть этой лодки досталась с большим трудом, так как надо было добиться, чтобы ее вес был равен объему. На малых кораблях это чрезвычайно сложно сделать.
Я не уверен, что там, в Колумбии, у этой группы людей, нанятых наркомафией, имелся такой стеклопластик и другие материалы, без которых практически невозможно построить малую субмарину. Эти материалы изготовлены у нас в стране, и купить их нельзя...
Кроме того, параллельно со строительством подводной лодки ведется подготовка экипажа. Процесс этот длительный, личный состав обучается на базах ВМФ, оснащенных тренажерами, затем плавает на каких-то кораблях и только после этого приходит на конкретный корабль. Не думаю, что у дельцов колумбийской наркомафии, пусть бы они и построили свою «Пиранью», готовился такой экипаж...
Так что построить малую подводную лодку типа «Пираньи» в горах Колумбии, даже при участии группы самых опытных специалистов, мне не представляется возможным. Проще заказать и купить субмарину в другой стране. Например, для туристических целей. Думаю, что это сообщение в СМИ - не более чем газетная «утка».
Беседовал Владимир ДУДЧЕНКО
Это интервью опубликовано в свежем номере газеты «Ваш тайный советник» (N 12)
Фото: газета «Ваш тайный советник»