09:08 22.09.2017
В Петербурге арестованы наркоторговцы из ближнего зарубежья
КНДР пригрозила взорвать водородную бомбу в Тихом океане в ответ на угрозы США
На Выборгском шоссе пьяного водителя внедорожника после ДТП уложили на газон в наручниках
На юге Петербурга с восьмого этажа выпал мужчина
Петербуржец требовал миллион долларов, чтобы в метро не было взрыва
Молодые современники Великой Отечественной войны в РФ получат особый статус
Госдума объявила конкурс на исследование значение блокчейна и ICO
Facebook предоставит Конгрессу США информацию о политрекламе, оплаченной из РФ
Спектакль соавтора Роберта Уилсона покажут в Александринке
На фестивале "Александринский" покажут спектакль о Египте после революции
Рэп-фестиваль Urban Beat представит артистов лейбла Gazgolder
Тиллерсон: РФ и США несут основную ответственность за пресечение ядерной угрозы
Немецкие политики накануне выборов получили конверты с порошком
Мэр Львова: Путин для многих лидеров — как образец
Дональд Трамп: США и Турция близки, как никогда
Цукерберг: Facebook не нашел рекламы "российских ботов" в ходе выборов в Германии
Лавров: НАТО пытается вернуться к холодной войне
Министр спорта Франции: Мы можем пропустить Олимпиаду в Южной Корее
Лавров: Россия верит в жизнеспособность ООН
Главе штаба Навального устроили очную ставку с предполагаемым обидчиком
Манчини: Игру омрачили судейские ошибки
Президент Румынии отменил визит в Киев
На Кушелевской дороге снесли деревянный дореволюционный склад
Петербургское «Динамо» выбило «Зенит» из Кубка России
Советник Трампа рассказал о разработанной "российской стратегии"
Аэропорт Стамбула закрыт после крушения частного самолета
Электричка сбила бабушку в Красносельском районе
Российские военные раскрыли подробности прорыва окружения в Сирии
Прокуратура отреагировала на видео дорожной разборки в Горской
«Удельную» открыли после часовой проверки
Столтенберг: Вопрос о миротворцах в Донбассе не относится к НАТО
Министерство обороны США обязали изучить блокчейн
Петербурженка получит 70 тысяч рублей от коммунальщиков за перелом руки
Метро «Удельная» закрыто
Противники «Матильды» арестованы за поджог из хулиганских побуждений
Компания Дурова предлагала уволенному программисту «золотой парашют» 4 млн рублей
Станцию метро «Крестовский остров» открыли на вход
Изборский клуб пришел искать «русский мир» в Петербург
«Нелюбовь» Звягинцева выдвигают на «Оскар»
СКА побил свой же рекорд КХЛ, выиграв 13 матчей подряд на старте сезона
Мать подрывника петербургского метро: Это им от Бога
Станция метро «Крестовский остров» закрыта на вход из-за футбола
«Фонтанка» за 60 секунд – 21 сентября
РАО требует от своего бывшего директора почти 295 млн рублей
Ребёнок тяжело пострадал в ДТП с мотоциклом на Лиговском
На Комендантском полыхала крыша магазина запчастей
Минфин: Банковский сектор России стабилен
Медведев заявил о желании США похоронить «Северный поток - 2»
На Есенина машина улетела на тротуар, есть пострадавшие
Невский проспект страдает из-за правительственной делегации
Горевший в Ростове-на-Дону отель потушили
ФБК: Сумма господрядов «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга превысила 1 триллион рублей
Кино на Бадаева: С верхнего этажа паркинга вылетел автомобиль
В центре Петербурга у продавца забрали 20 килограммов запрещённого табака
Офис «Яндекса» эвакуировали после визита Путина
На Митрофаньевском остановили незаконное строительство
Таинственная яхта перекрыла Дворцовый мост на полчаса
В Росгвардии устанавливают обстоятельства аварии, в которой пострадал ребенок 3 лет
«Площадь Восстания» проверяли полчаса из-за хлеба
Аэропорт курортной части Доминиканы закрыт из-за урагана «Мария»
«Батя в здании»: Путин посетил «Яндекс»
В Петербурге вкладчики «Бинбанка» не могут получить свои деньги
Бомбы на станции «Невский проспект-1» не нашли
Финский премьер поблагодарил Медведева за хорошую погоду
В центре Ростова-на-Дону полыхает гостиница, есть погибший
Минкульт отозвал иск к бывшему замминистра Пирумову
Станция метро "Площадь Восстания" закрыта для пассажиров
Защитник СКА Войнов, пропустивший 7 месяцев из-за травмы, сыграет с «Авангардом»
Вестибюль станции метро "Невский проспект" закрыт на вход
В Петербурге за смертельное ДТП осудили водителя ГУДП «Центр»
Город

Новому троллейбусу некуда приткнуть рога

Тестовые заезды «безрогих» троллейбусов по Невскому можно признать неудачными: к проводам не пробиться из-за машин, батарея садится, а саму контактную сеть, не исключено, придется менять.
Новому троллейбусу некуда приткнуть рога
Роман Пименов/Интерпресс

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом по 18 млн за штуку пока не готовы к программе «Чистое небо». Пробные выезды на Невский проспект, который в перспективе освободят от проводов, показали, чем реальная жизнь отличается от теории. Как минимум в одном случае собственного заряда батареи не хватило. Транспортники говорят о том, что в нужный момент подключиться к контактной сети не позволяет запаркованный автомобилями центр. А эксперты отмечают, что и саму эту контактную сеть, вполне возможно, придется менять на провода с большим сечением.

Как говорят в Горэлектротрансе, даже сейчас, после того, как планы Смольного озвучены, троллейбусы катают в тестовом режиме по различным районам, в том числе в восточной части города. О том, что поездка по 5-му маршруту оказалась не самой удачной, «Фонтанке» рассказали сразу несколько источников. «По 22-му все прошло идеально. По 5-му из-за недостаточной длины под контактной сетью заряда не хватило», – говорит собеседник, близкий к Горэлектротрансу. «Маршруту уже не хватает пробега под проводами, – подтверждает источник в Смольном. – И это летом, с мешками с песком вместо людей».

Повышенный интерес к троллейбусам-стайерам объясним. Нечасто закупка Смольным подвижного состава переваливает за 2 млрд рублей. Из последнего можно вспомнить разве что автобусы от Национального оператора общественного транспорта да почти трехмиллионный контракт с Октябрьским электровагоноремонтным заводом на составы для метрополитена. Масла в огонь подлила информация о том, что троллейбусы с увеличенным автономным ходом не поедут до 2019 года в новые районы города, где контактная сеть еще не проложена. Их пустят по Невскому, там как раз хотят снять все провода.

Между тем, в самом Горэлектротрансе никаких проблем не подтверждают. Правда, обнаружилось новое обстоятельство, которое неожиданным образом роднит троллейбусы с велосипедами: новой технике сильно мешают автомобили. По плану троллейбус № 5 едет от Тульской до начала Суворовского, присоединившись к контактной сети и попутно заряжаясь. Затем он «сбрасывает» рога и весь Невский проспект преодолевает на собственном аккумуляторе. После поворота на Малую Морскую останавливается у станции метро «Адмиралтейская», здесь бы и поднимать штанги. В идеале это делается за минуту, но необходимо выставить машину прямо под уловителями на проводах. «Здесь сложно подключаться, потому что все запарковано, а днем и вовсе не подъехать к остановке, – говорит собеседник из транспортной отрасли. – На остановке у Исаакиевской площади почти такая же ситуация, немного полегче, но таксисты и там стоят. Поэтому решили установку штанг делать на Конногвардейском бульваре. А это уже почти конечная «пятерки». Вот и считайте, сколько он мог ехать, уже заряжаясь, а не тратить впустую заряд уже под сетью».

Оптимальный расчет для маршрута такого троллейбуса — 60% пути под проводами, 40% – своим ходом, эти же цифры прописаны в контракте с поставщиком, «Тролза-Маркет». Именно так, в частности, планировалась трассировка на окраинах, куда изначально предполагали направить троллейбусы. С маршрутом № 22 все проще – с одной стороны ставят штанги на остановке «Дегтярная улица», на выделенной полосе общественного транспорта. А с другой — также на Конногвардейском бульваре, и даже в таком режиме хватает времени зарядиться. В случае с 5-м даже обычный картографический сервис позволяет убедиться, что аккумулятор должен провести его порядка 2,9 км, а по контактной сети ему ехать около 3,5 км. И так-то не лучшее соотношение, а лишний забег до остановки на Конногвардейском — это дополнительный километр без заряда.

Условное деление 60/40 позволяет не ставить троллейбус на дополнительную зарядку на конечной станции. «Для троллейбуса №22 оно выдержано, даже при условии демонтажа контактной сети с Невского проспекта, – рассказали в Горэлектротрансе. – Для 5-го оно может быть сохранено при условии размещения точек отключения и подключения к контактной сети на расстоянии, позволяющем пройти на автономном ходе 40% маршрута. В данный момент троллейбусы проходят программу испытаний, разработанную в петербургском Горэлектротрансе, и размещение данных точек находится в процессе обсуждения». Если перевести с бюрократического на обывательский, можно сделать вывод, что при таких раскладах обрывать провода с Невского и рассчитывать на самостоятельность машины еще рано.

В центре города обкатывают троллейбусы из первой партии в 10 штук, которую изначально возили в Москву, но от которой та отказалась. Когда ее только презентовали в Петербурге, следы от пребывания в столице скрыть не удалось — у кабины водителя наблюдательные пассажиры заметили следы от турникета, характерного именно для Москвы. На этой партии стоят литий-титанатные аккумуляторы производства «Drive Electro». В компании с удивлением восприняли информацию о том, что батареи в какой-то момент не хватило. «Там стоит такой же комплект, как на машинах в Туле, повышенной энергоемкости, – говорят в руководстве предприятия. – Он может ехать не 7,5, а 15 км при полной зарядке. Но конечно, если контактная сеть короче, чем должна быть, то восполнить расход не получится».

Собеседник на рынке рассказывает, что «промежуточная остановка» в Москве тоже сыграла свою роль. В техзадании для столицы значилось наличие в зарядном устройстве троллейбуса гальванической развязки, которая позволяет передавать энергию без контакта между цепями.

«Это избыточное требование, – подчеркивает эксперт. – В итоге усложненную зарядку надо интенсивно охлаждать, а на это время система защиты отрубает устройство, батарея перестает кормиться от контактной сети. Решить эту проблему можно было бы подключением кулера или добавлением лишних блоков к зарядному устройству, чтобы не было перегрева. Дополнительные 5 – 10 кВт мощности обошлись бы тысяч в 60 на одну машину. Только решать этот вопрос стоило заранее».

Пятый троллейбус за смену делает 9 – 12 рейсов, или 4,5 – 6 «кругов». Возможности отстаивать машину по 20 минут на конечных нет; по словам водителей, стоянки редко длятся дольше 10 минут, только в обед есть полчаса. В ГЭТ подчеркивают, что время восполнения заряда при движении под напряжением контактной сети до 95% должно быть не более 50 минут. Если отталкиваться от этих цифр, то в случае с пятым надо встать в серьезную пробку, чтобы до отказа набить аккумулятор. Правда, и ехать ему надо не все 7,5 км. Есть вариант включить режим ускоренной зарядки, но это негативно сказывается на жизненном цикле батареи.

Пока 10 машинами сотрудничество «Drive Electro» и «Тролзы» и ограничилось. Сам энгельсский завод от комментариев отказался, сославшись на дефицит времени. По данным «Фонтанки», 25 троллейбусов оборудует петербургский «Энер Зэт» (никель-марганец-кобальтовые батареи), а подавляющее большинство — новосибирская дочка Роснано «Лиотех» (железо-фосфатные). Точно назвать закупочные цены сложно, однако «вилка» для одного комплекта в зависимости от производителя — от 2 до 6 млн рублей. По контракту батареи должны отслужить восемь лет. Досрочная замена — за счет поставщика.

Впрочем, проблема с зарядкой батарей связана не только с маршрутизацией или конструкцией зарядных устройств. «Сейчас идут испытания, – сообщает источник в ГЭТ. – Есть вариант, что в некоторых районах придется заменить контактную сеть на провода большего сечения. То, что мы раньше использовали, это скорее от бедности, так что замена — только благо для троллейбуса». «В данный момент специалисты Горэлектротранса проводят замеры в рамках утверждённой программы испытаний, – сухо отвечают в комитете. – По результатам данных замеров будут приняты решения».

Пока не проложены маршруты, сложно сказать, во сколько может обойтись новая контактная сеть для условно «безрогих» троллейбусов. К примеру, контракт на реконструкцию троллейбусной линии на полуторакилометровом участке Наличной улицы оценили в этом году примерно в 62 млн рублей, тогда как на проспект Художников от Луначарского до Пригородной аллеи (1,8 км) выделяли 60 млн.

Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

Справка:

Летом 2017 года ООО «Тролза Маркет» выиграло аукцион на поставку троллейбусов с увеличенным автономным ходом для Петербурга, уменьшив сумму контракта с 2,078 млрд рублей до 2,046 млрд рублей. В контракте 105 троллейбусов: 97 – в базовой комплектации, 8 – с оборудованной стажерской кабиной. Поставить транспортные средства нужно до 31 марта 2018 года. В начале августа комитет по транспорту заявил, что за счет федеральной субсидии производителю объем поставки вырос до 115 машин без увеличения цены контракта.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (106)
11 сентября 2017 г. 10:56
ifdru74: А ято не так с Маском? 20% космических запусков он уже откушал...
Структура расходов городского транспорта — это чёрная дыра.
В сравнении с маршрутками?
11 сентября 2017 г. 09:14
Ну зачем наезжать на другие города, там что хуже, чем вы,грибоедов, люди живут, вы то откуда приехали?
11 сентября 2017 г. 00:03
griboedov32: в тачках ездить не дёшево. посчитайте стоимость километра пробега. Хотя бы крупными мазками: ТО+амортизация+расходники. Узнаете много нового, из того, чего не рассказывают торгаши новыми и подержанными автомобилями/мотоциклами. Кроме того стоимость проезда вы ОТ установлена на недосягаемую высоту, маршруты разрабатывают, в лучшем случае, те, кто ничего в этом не понимает. В закупках подвижного состава побеждают электробусы... А в результате граждане бегом уничтожают невосполнимые ресурсы (бензин и моторные масла) и увеличивают наполняемость свалок (металл, пластик, резину и многое из чего там ещё делают автомашины).
10 сентября 2017 г. 23:55
bugmenot: Генри Форд был тот ещё предприниматель. Внедрение конвейерного производства и вполне конкретные правила внутреннего распорядка позволили ему сожрать почти всех конкурентов. И несмотря на все его достижения, в том числе и в годы великой депрессии, он вызывает ровно одно впечатление: самый капиталистический капиталист. Если посмотреть на все его деяния сделанные, вроде как, для рабочих, на самом деле сделаны ровно для одного — для увеличения прибыли. Выходной: работяги тратят заработанные тяжким трудом деньги, вместо того чтобы копить их. Кроме того — они отдыхают и после выходных способны работать лучше и эффективнее. Зарплата: у работяг есть деньги, которые они тратят на покупку продукции своего предприятия, что благостным образом сказывается на обороте (позволяя удешевить производство) и прибыли. Ни один капиталист удешевляя производство не скидывает цену сразу. Все они скидывают цену только тогда, когда им надо создать себе конкурентное преимущество.
10 сентября 2017 г. 23:46
lion405: новые технологии бывают разные. Бывают как у Остапа Бендера Илона Маска, а бывают как у Королёва. Электробусы на современном технологическом уровне — это дорогостоящий тупик, в котором останется много невосполнимых ресурсов. А теперь про деньги. Структура расходов городского транспорта — это чёрная дыра. Там крутятся огромные деньги. Люди, которые крутят эти деньги, видят в электробусах очередной источник нетрудовых доходов.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform