08:59 25.02.2018
Петербуржцев окунут в Одессу начала двадцатого века
Гоша Куценко присоединится к Михаилу Ефремову в спектакле "Чапаев и Пустота"
Петербуржцам расскажут, почему наш город похож на конструктор
В Петербурге сотрудницу штаба Навального наказали за «забастовку избирателей»
Саакашвили рвется на Украину помогать прокуратуре расследовать своё дело
«Не трогай меня!» и «Лицо» стали лучшими на Берлинском кинофестивале
«Довлатов» получил «Медведя» за лучшую работу художника
В Ленобласти замерзают жители Каменки
Террористы ИГ взяли на себя ответственность за взрывы в Йемене
В Сети высмеяли «маскирующегося под ниндзя» Родченкова
МОК лишил аккредитации телерадиовещательную корпорацию Эстонии
Российские дипломаты рассказали о задержанном в Тунисе судне из Новороссийска
Говорухин назвал «Довлатова» «плевком в сторону советской системы»
На полыхающем балконе в Сертолово пострадал человек
В ЦИК назвали ошибкой появление «данных о явке» на сайте избиркома Тульской области
Петербуржцы забили стрелку
СМИ: Наркотики из Аргентины в Россию везли на правительственном самолёте
Сборная Канады по хоккею выиграла бронзовые медали Олимпиады
Триллер Бекмамбетова получил приз зрительских симпатий на Берлинале
Афишей с американским танком поздравили защитников Отечества
На границе Латвии и Эстонии выросли пробки из желающих купить алкоголь и бензин
Губерниев сказал, куда пойти биатлонистам из США и Чехии после слов о бойкоте России
Решение о российском флаге на церемонии закрытия Олимпиады примут в последний день
Очевидец: В Петергофе маршрутка улетела в лес - водителю стало плохо
В Тунисе задержали корабль с оружием, который вышел из Новороссийска
Взрывчатку на «Электросиле» не нашли
В Коммунаре стреляли по третьекласснику
Президент Сербии пообещал не вводить санкции против России
Станция метро «Электросила» закрыта
Угонщики проиграли минувшие сутки полицейским и автолюбителям
Приезжий из Киргизии рассказал про похищение подруги на Будапештской
ГИБДД Ростовской области отметила 23 февраля флешмобом
ВМС Украины передадут танзанийское судно, конфискованное за посещение Крыма
Руководитель российской делегации извинился перед МОК за допинг на Олимпиаде
В ТРК «Норд» школьница пострадала, прыгая на батуте
Навальный удалил с сайта материалы про Дерипаску
СМИ узнали имя олимпийца из Канады, угнавшего машину в Южной Корее
Петербуржец пообещал взорвать парадную на Бабушкина
CAS аннулировал результаты пойманной на допинге российской бобслеистки
Чехия и США объявили бойкот этапу Кубка мира по биатлону в России
Трамп назвал позором действия России в Сирии
Россия подарила Сербии истребители МиГ-29 и два миллиона евро
Автобус и две иномарки столкнулись на Московском шоссе, есть пострадавший
Обвиняемый в убийстве ради наследства попался на пути из Петербурга
Путин внес законопроект, который уточняет цели работы РАН
Нетрезвый спортсмен из Канады угнал автомобиль на Олимпиаде
«Ягуар» бросился под маршрутку в Красном Селе
Россельхознадзор опасается миллиардных убытков от американских клопов
Подросток выпал из окна на Богатырском
В Петербурге семиклассницу больше года совращал отец
В Петербурге появились световые столбы
Очевидцы: Серьезная авария на время перекрыла КАД
Российские лыжники завоевали серебро и бронзу на Олимпиаде
S&P повысило рейтинг России до инвестиционного
У берегов Сальвадора произошло землетрясение магнитудой 4,7
Попавшаяся на допинге россиянка отказалась от вскрытия пробы В и покинула Игры
Зимний вечер света озарит Царское село
В "Эрарте" дадут потрогать абсурд
В БТК выпускают спектакль по детской книге «Мой дедушка был вишней»
Серебренникова, Кавказскую войну и диссидентов обсудят на «Диалогах»
В Филармонии зазвучат «Песни кабаре» и «Кармен» Блока
Театр post привез в Петербург «Художника извне и изнутри»
«Гонка героев» зовет перелезть «Штрихкод» и одолеть «Эверест»
МИД Украины направил ноту протеста России из-за проведения президентских выборов в Крыму
Родченков: МОК примет худшее решение, разрешив флаг России на закрытии Игр
В США анонсировали новые санкции против России
Проверки на станциях «Девяткино» и «Гражданский проспект» закончились
СМИ назвали сроки переноса посольства США в Иерусалим
Вход на станцию «Девяткино» закрыт из-за бесхоза
Город

Новому троллейбусу некуда приткнуть рога

Тестовые заезды «безрогих» троллейбусов по Невскому можно признать неудачными: к проводам не пробиться из-за машин, батарея садится, а саму контактную сеть, не исключено, придется менять.
Новому троллейбусу некуда приткнуть рога
Роман Пименов/Интерпресс

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом по 18 млн за штуку пока не готовы к программе «Чистое небо». Пробные выезды на Невский проспект, который в перспективе освободят от проводов, показали, чем реальная жизнь отличается от теории. Как минимум в одном случае собственного заряда батареи не хватило. Транспортники говорят о том, что в нужный момент подключиться к контактной сети не позволяет запаркованный автомобилями центр. А эксперты отмечают, что и саму эту контактную сеть, вполне возможно, придется менять на провода с большим сечением.

Как говорят в Горэлектротрансе, даже сейчас, после того, как планы Смольного озвучены, троллейбусы катают в тестовом режиме по различным районам, в том числе в восточной части города. О том, что поездка по 5-му маршруту оказалась не самой удачной, «Фонтанке» рассказали сразу несколько источников. «По 22-му все прошло идеально. По 5-му из-за недостаточной длины под контактной сетью заряда не хватило», – говорит собеседник, близкий к Горэлектротрансу. «Маршруту уже не хватает пробега под проводами, – подтверждает источник в Смольном. – И это летом, с мешками с песком вместо людей».

Повышенный интерес к троллейбусам-стайерам объясним. Нечасто закупка Смольным подвижного состава переваливает за 2 млрд рублей. Из последнего можно вспомнить разве что автобусы от Национального оператора общественного транспорта да почти трехмиллионный контракт с Октябрьским электровагоноремонтным заводом на составы для метрополитена. Масла в огонь подлила информация о том, что троллейбусы с увеличенным автономным ходом не поедут до 2019 года в новые районы города, где контактная сеть еще не проложена. Их пустят по Невскому, там как раз хотят снять все провода.

Между тем, в самом Горэлектротрансе никаких проблем не подтверждают. Правда, обнаружилось новое обстоятельство, которое неожиданным образом роднит троллейбусы с велосипедами: новой технике сильно мешают автомобили. По плану троллейбус № 5 едет от Тульской до начала Суворовского, присоединившись к контактной сети и попутно заряжаясь. Затем он «сбрасывает» рога и весь Невский проспект преодолевает на собственном аккумуляторе. После поворота на Малую Морскую останавливается у станции метро «Адмиралтейская», здесь бы и поднимать штанги. В идеале это делается за минуту, но необходимо выставить машину прямо под уловителями на проводах. «Здесь сложно подключаться, потому что все запарковано, а днем и вовсе не подъехать к остановке, – говорит собеседник из транспортной отрасли. – На остановке у Исаакиевской площади почти такая же ситуация, немного полегче, но таксисты и там стоят. Поэтому решили установку штанг делать на Конногвардейском бульваре. А это уже почти конечная «пятерки». Вот и считайте, сколько он мог ехать, уже заряжаясь, а не тратить впустую заряд уже под сетью».

Оптимальный расчет для маршрута такого троллейбуса — 60% пути под проводами, 40% – своим ходом, эти же цифры прописаны в контракте с поставщиком, «Тролза-Маркет». Именно так, в частности, планировалась трассировка на окраинах, куда изначально предполагали направить троллейбусы. С маршрутом № 22 все проще – с одной стороны ставят штанги на остановке «Дегтярная улица», на выделенной полосе общественного транспорта. А с другой — также на Конногвардейском бульваре, и даже в таком режиме хватает времени зарядиться. В случае с 5-м даже обычный картографический сервис позволяет убедиться, что аккумулятор должен провести его порядка 2,9 км, а по контактной сети ему ехать около 3,5 км. И так-то не лучшее соотношение, а лишний забег до остановки на Конногвардейском — это дополнительный километр без заряда.

Условное деление 60/40 позволяет не ставить троллейбус на дополнительную зарядку на конечной станции. «Для троллейбуса №22 оно выдержано, даже при условии демонтажа контактной сети с Невского проспекта, – рассказали в Горэлектротрансе. – Для 5-го оно может быть сохранено при условии размещения точек отключения и подключения к контактной сети на расстоянии, позволяющем пройти на автономном ходе 40% маршрута. В данный момент троллейбусы проходят программу испытаний, разработанную в петербургском Горэлектротрансе, и размещение данных точек находится в процессе обсуждения». Если перевести с бюрократического на обывательский, можно сделать вывод, что при таких раскладах обрывать провода с Невского и рассчитывать на самостоятельность машины еще рано.

В центре города обкатывают троллейбусы из первой партии в 10 штук, которую изначально возили в Москву, но от которой та отказалась. Когда ее только презентовали в Петербурге, следы от пребывания в столице скрыть не удалось — у кабины водителя наблюдательные пассажиры заметили следы от турникета, характерного именно для Москвы. На этой партии стоят литий-титанатные аккумуляторы производства «Drive Electro». В компании с удивлением восприняли информацию о том, что батареи в какой-то момент не хватило. «Там стоит такой же комплект, как на машинах в Туле, повышенной энергоемкости, – говорят в руководстве предприятия. – Он может ехать не 7,5, а 15 км при полной зарядке. Но конечно, если контактная сеть короче, чем должна быть, то восполнить расход не получится».

Собеседник на рынке рассказывает, что «промежуточная остановка» в Москве тоже сыграла свою роль. В техзадании для столицы значилось наличие в зарядном устройстве троллейбуса гальванической развязки, которая позволяет передавать энергию без контакта между цепями.

«Это избыточное требование, – подчеркивает эксперт. – В итоге усложненную зарядку надо интенсивно охлаждать, а на это время система защиты отрубает устройство, батарея перестает кормиться от контактной сети. Решить эту проблему можно было бы подключением кулера или добавлением лишних блоков к зарядному устройству, чтобы не было перегрева. Дополнительные 5 – 10 кВт мощности обошлись бы тысяч в 60 на одну машину. Только решать этот вопрос стоило заранее».

Пятый троллейбус за смену делает 9 – 12 рейсов, или 4,5 – 6 «кругов». Возможности отстаивать машину по 20 минут на конечных нет; по словам водителей, стоянки редко длятся дольше 10 минут, только в обед есть полчаса. В ГЭТ подчеркивают, что время восполнения заряда при движении под напряжением контактной сети до 95% должно быть не более 50 минут. Если отталкиваться от этих цифр, то в случае с пятым надо встать в серьезную пробку, чтобы до отказа набить аккумулятор. Правда, и ехать ему надо не все 7,5 км. Есть вариант включить режим ускоренной зарядки, но это негативно сказывается на жизненном цикле батареи.

Пока 10 машинами сотрудничество «Drive Electro» и «Тролзы» и ограничилось. Сам энгельсский завод от комментариев отказался, сославшись на дефицит времени. По данным «Фонтанки», 25 троллейбусов оборудует петербургский «Энер Зэт» (никель-марганец-кобальтовые батареи), а подавляющее большинство — новосибирская дочка Роснано «Лиотех» (железо-фосфатные). Точно назвать закупочные цены сложно, однако «вилка» для одного комплекта в зависимости от производителя — от 2 до 6 млн рублей. По контракту батареи должны отслужить восемь лет. Досрочная замена — за счет поставщика.

Впрочем, проблема с зарядкой батарей связана не только с маршрутизацией или конструкцией зарядных устройств. «Сейчас идут испытания, – сообщает источник в ГЭТ. – Есть вариант, что в некоторых районах придется заменить контактную сеть на провода большего сечения. То, что мы раньше использовали, это скорее от бедности, так что замена — только благо для троллейбуса». «В данный момент специалисты Горэлектротранса проводят замеры в рамках утверждённой программы испытаний, – сухо отвечают в комитете. – По результатам данных замеров будут приняты решения».

Пока не проложены маршруты, сложно сказать, во сколько может обойтись новая контактная сеть для условно «безрогих» троллейбусов. К примеру, контракт на реконструкцию троллейбусной линии на полуторакилометровом участке Наличной улицы оценили в этом году примерно в 62 млн рублей, тогда как на проспект Художников от Луначарского до Пригородной аллеи (1,8 км) выделяли 60 млн.

Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

Справка:

Летом 2017 года ООО «Тролза Маркет» выиграло аукцион на поставку троллейбусов с увеличенным автономным ходом для Петербурга, уменьшив сумму контракта с 2,078 млрд рублей до 2,046 млрд рублей. В контракте 105 троллейбусов: 97 – в базовой комплектации, 8 – с оборудованной стажерской кабиной. Поставить транспортные средства нужно до 31 марта 2018 года. В начале августа комитет по транспорту заявил, что за счет федеральной субсидии производителю объем поставки вырос до 115 машин без увеличения цены контракта.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform