08:18 17.01.2018
На Красносельском шоссе по утрам водителей ждут дорожные «подставы»
У Минэкономики Франции нет претензий по царским долгам России
Материалы по делу о поножовщине в пермской школе поступили в суд
Музей искусства Санкт-Петербурга покажет живопись во сне и наяву
Олег Басилашвили прочтет петербуржцам любимые стихи
Южнокорейский пианист и композитор Yiruma разговорит ангелов
«Непокорённый» Дзюба здоров как лев
Жителей Соснового Бора просят вернуть украденные елочные игрушки
СМИ: Власти нашли оригинальный способ повысить явку на выборах
В России подан первый иск за медленный IPhone
На пункте по сбору подписей двое неизвестных сняли видеоролик: «За Путина, за 500 рублей»
Верховная Рада не смогла «реинтегрировать» Донбасс за один день
СМИ: Новосельцев уходит из «Зенита» в «Рубин»
Вестибюль «Купчино» закрывали на 15 минут
СКА одержал пятую победу подряд
В Сбербанке на Сенной взрывчатку не нашли
Горэлектротранс отменил конкурс на оборудование троллейбусов и трамваев Wi-Fi
Петербург обошел Москву в рейтинге инноваторов
Представительство туроператора Coral Travel в Петербурге исчезло с деньгами туристов
На Рижском под колесами машины тяжело пострадала пожилая женщина
На Сенной посетителей Сбербанка вывели на улицу
На Невском не сдается последняя гирлянда
РПЦ получила участок под храм на углу Малой Балканской и Димитрова
«Фонтанка» за 60 секунд — 16 января
Роман автора «Метро 2033» превратится в спектакль
СМИ: Трабер добился возбуждения дела против телеканала «Дождь»
На стройке «Планетограда» нашли работающий кран
Росгвардия нашла более 1000 нарушений у охранников школ
Грифоны с Банковского моста меняют имидж
Навальный пожаловался на закон о выборах президента в Конституционный суд
Госстройнадзор: Строительство МФЦ возле Фарфоровского кладбища ведется законно
Setl City построит жилой комплекс в Кронштадте
Правозащитники считают Россию более несвободной, чем Афганистан
Серебренникову продлили домашний арест на 3 месяца
Финляндия может внести изменения в конституцию из-за закона о разведке
Суд отказался превращать Петербург в столицу европейского гей-туризма
Охранники школы в Перми рассказали, как обезоружили нападавших с ножами
Сергей Сироткин стал третьим в истории России гонщиком «Формулы-1»
Изобретателю «Наутилуса» предъявили обвинение в расчленении шведской журналистки
В Голландии обнаружили неизвестный рисунок Ван Гога
Сотрудники «Открытой России» заявили о задержании, полицейские не в курсе
Адвокат Серебренникова признал обналичивание 130 млн рублей
Горсуд Петербурга встал на сторону «Воина-В» в споре с градозащитниками
В Кувейте за растрату бюджета задержана выпускница МГУ
Пациентка умерла из-за оставленной хирургами салфетки спустя 3 месяца после операции
Мантуров: Автомобили «Кортеж» поступили в распоряжение ФСО
Из Смольного уволился чиновник, отвечавший за велодорожки и парковки
Биткоин упал ниже $12 000
В Петербурге наркоторговцы получили 55 лет на четверых
Из лишних подписантов за Путина составят базу его сторонников
После ДТП с «летящей под сотню» маршруткой в Колпино шестеро остаются в больнице
Стали известны лучшие петербургские тяжелоатлеты с ПОДА, которые поедут на ЧР
СМИ: В Twitter есть отдел по просмотру интим-фото и переписки пользователей
Глава Счетной палаты предложила объединить государственные внебюджетные фонды
Михалкова и Басту признали угрозой безопасности Украины
В Госдуме предлагают шестикратно увеличить штраф за езду без ОСАГО
Глава чеченского «Мемориала»: Я признаю себя виновным только под пыткой
Джордж Клуни впервые за 20 лет появится в телепроекте
Глава Минздрава: Россияне стали в 5 раз меньше пить
В Купчино накрыли кондитерскую с философским отношением к гигиене
В Петербурге – эпидемия: воры снова полюбили колеса
Брусчаткой и слезоточивым газом отбивались от полиции протестующие в Киеве
СМИ: Нелегальные торговцы алкоголем в Финляндии зарабатывают до 4 тысяч евро в месяц
«Теплосеть» рассказала, в каком режиме готова чинить бесхозные трубы
Россиянку в Таиланде могут приговорить к смертной казни за продажу наркотиков
Шойгу потребовал создать на территории Военного института физкультуры в Петербурге спортивный комплекс
На Есенина наркокурьеру помешали спрятать психостимулятор
Минкульт потребовал с фигурантов дела «Седьмой студии» 133 млн
Собственником земли у Экспофорума, где пытались проложить трассу «на костях», оказалась кипрская фирма
Выставка талантливых художников из ПНИ открывается в Фонтанном Доме
Город

Зачем с частным трамваем «тянут резину»

Эксперты не уверены, что частный трамвай от «Ладожской» до Хасанской поедет в сентябре. Горэлектротрансу и вовсе не нравится технология, которую выбрал концессионер.
Зачем с частным трамваем «тянут резину»
Сергей Николаев

Первый этап частного трамвайного движения в Красногвардейском районе планируется запустить осенью. Между тем проблемы подрядчиков привели к тому, что на некоторое время работы встали, да и разрешения на строительство получены пока не в полном объеме. Когда же работы возобновились, транспортников ждали сюрпризы. Город не хочет, чтобы концессионер «тянул резину». А технологи удивляются тому, что «ЛСР-Строй» тянет резину в прямом смысле и гадают, что окажется прочнее – колеса или рельсы.

Трудности у проекта начались в конце прошлого года — вместе с трудностями МК-20СХ. Эта компания выступает подрядчиком первого участка частной трамвайной сети от «Ладожской» до Хасанской улицы. В сентябре ГЭТ снял пути, отменил 8-й маршрут, однако работы несколько месяцев практически не велись. Тогда же, осенью был пик проблем в банке «Пересвет», а именно он обеспечивал гарантии фирмы по контрактам на ремонт трамвайных путей на Петергофском шоссе (856 млн) и Сердобольской улице (121 млн). В феврале был расторгнут контракт на реконструкцию Богатырского проспекта, после чего МК-20СХ и город в лице Комстроя и Дирекции транспортного строительства начали перестрелку судебными исками.

77% до запуска

Читатели «Фонтанки» в начале года неоднократно обращали внимание, что на месте почившей «восьмерки» работы практически не ведутся. Пауза не прошла бесследно для генподрядчика, «ЛСР-Строя». Именно к этому времени относится уход с должности гендиректора Бориса Мурашова (он и ныне работает в компании в должности заместителя гендиректора «Группы ЛСР», где занимается, в том числе, и на проекте реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе) и его заместителя Евгения Васильева. В начале июня председатель совета директоров «Группы ЛСР» Александр Вахмистров также покинул свое место (по собственной инициативе). Но формально все эти перестановки не были связаны с затруднениями на проекте «частного трамвая».

Активные работы начались только весной. Правда, на площадке теперь можно увидеть спецовки не МК-20СХ, а других подрядчиков, к примеру, «Лендорстрой-2». По информации «Фонтанки», привлекли также «ГрандСтрой», «НиК» и московский «Ремпуть». В МК-20СХ корреспонденту «Фонтанки» лаконично пояснили, что они остаются подрядчиком по Хасанской. «Компания задействована в проекте и продолжает выполнение работ, – говорит генподрядчик. – Однако, учитывая большой объем и сжатые сроки строительства, «Группой ЛСР» привлечены и иные организации».

Хасанская улица

У концессионера — ТКК — есть сайт, на котором отражается ход строительства. Портал носит игривое название «Чижик», и, судя по текстам, весь проект компания окрестила так же. На инфографике указано, что на Хасанской улице строительство выполнено на 63%, – в частности, на три четверти осуществлена раскладка рельсов и сварка стыков. Однако до Хасанской от станции «Ладожская» надо еще добраться — по двум отрезкам проспекта Косыгина и по проспекту Наставников. Степень готовности там — 3%, 7% и 20% соответственно. Всего пока сделано 23% от запланированного. Оно и неудивительно, – в реестре Госстройнадзора видно, что разрешение на строительство на Хасанской компания получила 30 января, на Наставников — в июне, по Косыгина документы и вовсе еще не выдавали.

Как рассказывают на стройке, концессионер несколько раз поднимал вопрос о возможном переносе сроков сдачи с сентября на месяц-другой. Аргумент есть – город с опозданием передал в аренду часть земельных участков. Формально это может быть обоснованием, ведь сроки отсчитываются с момента получения земли. Кроме того, есть технологические причины: в частности, на углу Косыгина и Наставников предполагается установить трамвайный узел австрийского производства — впервые подобный использовали у нас 20 лет назад на пересечении Литейного и улицы Некрасова, а в 2012 году смонтировали еще один на площади Репина. Оборудование еще не поступило.

Но для города принципиально запустить трамвай в сентябре: студенты возвращаются с каникул в многочисленные общежития района, пенсионеры – с дач. В комитете по инвестициям говорят, что отодвигать сдачу не предполагают. «На начальном этапе реализации проекта были задержки с передачей земельных участков, связанные с оформлением всех необходимых документов и разрешений. На сегодня большинство участков переданы концессионеру. Работы по данному проекту продолжаются согласно графику, – отчитывается "Группа ЛСР". – Запуск трамвайного движения первого пускового этапа намечен на осень 2017 года». В ТКК также говорят об осени в целом.

Резиновый маршрут

Сроки – не единственный спорный момент. Концессионер выбрал нетривиальную технологию.

В первом приближении рельсы можно разделить на трамвайные и железнодорожные. Принципиальное различие в том, что на трамвайном фактически сделана борозда, в которую утоплена реборда колеса, — что-то вроде гребня для фиксации колесной пары. Конструкция ж/д рельса проще — он увенчан обычной головкой, а реборда примыкает к ней с внутренней стороны. На рынке есть различные модели трамвайного рельса – от отечественного Тв-62 до импортного (и более дорогого) Ri-60. Тем не менее на частной трамвайной сети будет использоваться железнодорожное полотно.

"Фонтанка.ру"

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Само по себе это не ноу-хау, вопрос – во что заковано колесо с тыльной стороны реборды. В Петербурге использовали различные варианты: мостовую выводили в уровень с рельсами за счет плитки, приделывали металлические уголки, которые обеспечивали зазор для реборды, выкладывали бетон. ТКК выбрало резину. Рельс одевают в резиновый саркофаг, оставляя промежуток для колеса, а потом заливают эту конструкцию в бетон и укладывают на тонкий слой цемента. Получается, что колесо острым краем реборды встречается не с металлом и не с бетоном, а с резиной. Раньше такую технологию в Петербурге применяли на остановках, где состав снижает скорость. Как выглядят такие пути спустя пару лет эксплуатации, можно увидеть на Петергофском шоссе.

Петергофское шоссе

Метод прямой аналогии здесь не работает, многое все же зависит от самой укладки. Однако характерно, что на кривых участках на Хасанской применяется трамвайный рельс на толстой бетонной плите, после этого еще и запаянный бетоном в уровень, — т. е. куда более основательная модель. По резиновому жёлобу трамвай будет кататься по прямой с указанной максимальной скоростью 40-45 км/ч, а на деле сможет разгоняться и до 60. При этом в борозде будет скапливаться пыль, песок, говорят эксперты. Тот факт, что машины не будут на выделенной полосе разносить грязь, не сильно утешает. Сам трамвай посыпает рельсы песком на скользких участках, чтобы не буксовать, так что дополнительного трения не избежать.

«По нормативным документам разрешается использование железнодорожных рельсов при устройстве трамвайного пути. Срок их службы больше, порядка 20 лет, по сравнению с трамвайными рельсами – 10-12 лет, – рассказали «Фонтанке» в "Группе ЛСР". – Плита из армированного фибробетона позволит увеличить срок эксплуатации. Также монолитная конструкция позволяет улучшать шумовые характеристики при движении».

Есть еще одна тонкость. В интересах устойчивости рельсы устанавливаются, как правило, под небольшим уклоном друг к другу, а реборда, соответственно, «растет» из тела колеса не под прямым углом, а под тупым. В Красногвардейском районе рельсы положат без уклона. Это значит, что колесо будет соприкасаться только с их внутренней стороной. По крайней мере, пока до нужной формы не сточится рельс или колесо, – в зависимости от того, что окажется менее прочным.

"Фонтанка.ру"

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

По информации «Фонтанки», инженеры Горэлектротранса уже высказывали по этому поводу осторожные возражения.  «В данный момент замечания со стороны ГУПа имеются, предложенные варианты укладки путей предприятием не согласованы, – подтверждают там. – Представители предприятия считают, что в конструкции путей должен применяться специализированный трамвайный рельс – желобчатый, то есть применяться опыт европейских стран».

Сколько платит город

Проект частный, и мнение городского предприятия для концессионера не особенно принципиально. Однако если все пойдет по плану, через 30 лет ГЭТу принимать на баланс эти пути, и ГУП было бы не против еще их поэксплуатировать, а не начинать ремонт тут же. Предприятие и так уже несет расходы. Во-первых, оно за свой счет демонтирует собственные пути — последний 30-миллионный конкурс на Наставников был объявлен буквально на этой неделе.

Во-вторых, темпы работ заставляют думать, что с отменой трамвая № 8 можно было бы не сильно торопиться. Осенью какое-то время поработать на город он еще мог. В ГЭТ не хотят ссориться из-за недополученного.

«После закрытия маршрута №8 нагрузка была перераспределена на другие маршруты Горэлектротранса, например, усилен маршрут трамвая № 59, – говорят там. – Кроме того, в 2016 году были открыты новые. Осенью продлили до площади Ленина маршрут № 3, ранее связывавший площадь Репина с Сенной. Также был открыт новый троллейбусный маршрут № 44 («Пр. Ветеранов – Пл. Московские ворота»).

В-третьих, именно Горэлектротрансу придется модернизировать местные тяговые подстанции, которые питают троллейбусную и трамвайную контактные сети. В "ЛСР-Строе" говорят, это не имеет отношения к концессии, просто станции строили в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века, их и так пора переделывать: «Оборудование тяговых подстанций, к которым концессионным соглашением предусмотрено присоединение питающей контактной сети трамвая, морально и физически устарело. В свою очередь концессионер выполняет мероприятия по установке нового присоединяющего контактную сеть трамвая оборудования».

С одной стороны, в этом есть резон — троллейбусами-то по-прежнему заведует ГУП. С другой – есть 25-я ТП, чисто трамвайная. Ее модернизация в теории может быть предлогом для того, чтобы пустить на сеть хотя бы один маршрут городского трамвая. «Трамвайная сеть не будет частной, все имущество будет принадлежать городу, – настаивают на терминах строители. – Именно поэтому концессионным соглашением предусмотрены участки совместного использования, на которых допускается организация маршрутов ГЭТа».

«Я бы продлил 7-й трамвай до Ржевки, отменил 30-й, а у 39-го изменил маршрут до Дальневосточного и далее по Гранитной улице до «Ладожской», – говорит координатор "Городских проектов" в Петербурге Арсений Афиногенов. Судя по всему, схожая логика и у чиновников городского правительства.

«Участок совместного использования трамвайной сети будет проходить по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе до ж/д станции Ржевка, – поясняет ГЭТ. – Здесь планируется работа трамвайного маршрута №7, обслуживаемого петербургским Горэлектротрансом».

О том, как меняется маршрутная сеть в связи с концессией, «Фонтанка» писала ранее. На Наставников и Косыгина город не пустят, это бы сильно ударило по выручке концессионера, а, значит, и по бюджету. ТКК исходит из того, что годовой пассажиропоток составит 33,2 млн человек. Если загрузка окажется меньше, город будет выплачивать за каждого не перевезенного человека субсидию.

Николай Кудин

Справка:

Смольный подписал концессионное соглашение с ТКК в мае 2016 года. Компания принадлежала на тот момент УК «Лидер», "Группе ЛСР" и подрядной организации МК-20СХ. Последняя передала впоследствии свои 10% в пользу ЛСР. Инвестор, по договору, проведет реконструкцию путей на правом берегу Невы и построит депо на территории недостроенного трампарка №11. Общий объем капитальных вложений – 6,5 млрд рублей. Город со своей стороны уже выплатил один инвестиционный платеж в 400 млн рублей, по факту работ добавит еще 930 млн рублей. Затем сеть передадут ТКК в концессию на 30 лет. Общие расходы на эксплуатацию и закупку трамваев (компании Stadller) оцениваются в 33 млрд рублей.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Оксман В.Г., Президент ГК УНИСТО Петросталь
В 2017 году «УНИСТО Петросталь» увеличила ввод жилья на 20%
Группа компаний «УНИСТО Петросталь» в 2017 году ввела в эксплуатацию 86,9 тыс. кв. м жилья. Это на 20% больше показателей 2016 года. Продажи составили около 42 тыс. кв. м жилья. Цены на квартиры в среднем поднялись на 5,6%.
Авиакомпания «Уральские авиалинии»
Удобный сервис «Уральских авиалиний» - покупка билета за час до вылета
Для всех, кто любит приключения и спонтанные путешествия – новая возможность от авиакомпании «Уральские авиалинии» – покупка билета за 1 час до вылета рейса. Эта услуга станет еще одним приятным поводом отправиться в полет.
Магазин "Кей"
Как согреться зимой или полезные гаджеты, спасающие от холода: советы КЕЙ
Отключение отопления в доме, где маленькие дети, повышенная влажность в помещении, технические аварии и другие непредвиденные обстоятельства больше не застанут вас врасплох в зимнее время года. Как согреться зимой, а точнее, как правильно выбрать современные гаджеты, подскажут специалисты КЕЙ
Seven Suns Development
Seven Suns Development ввела в эксплуатацию 2-ю очередь ЖК Светлый мир О’Юность
29 декабря Госстройнадзор выдал Seven Suns Development разрешение на ввод в эксплуатацию 5, 6, 7 и 8 корпусов квартала «Светлый мир «О’Юность…»
Магазин "Кей"
Как настроить смартфон и приложения для VR-очков: рекомендации от КЕЙ
Очки виртуальной реальности (VR), работающие в связке со смартфоном существенно расширяют возможности потребителя цифрового контента — будь то видеоролики, компьютерные игры или специальные приложения, поддерживающие трехмерное изображение
«Галамарт»
«Галамарт» с размахом отметит открытие шестого магазина в Петербурге
На январских каникулах в северной столице России откроется шестой магазин постоянных распродаж «Галамарт». Это более 7 000 наименований товаров для дома, спорта и отдыха по низким ценам, а также постоянные распродажи на товары сезонного спроса.