Реклама

Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как 9

1 м/с, зап

766мм

44%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Миллионы, пролетевшие через металлоискатели

981
ПоделитьсяПоделиться

Два страшных теракта, произошедшие один за другим в Волгограде, всколыхнули старую дискуссию о том, насколько эффективной была кампания по сплошной установке металлоискателей, начатая после взрыва в Домодедово в 2011 году.  Один из взрывов произошел на входе в рамку, где, как и предсказывали эксперты, собралась очередь. Второй в троллейбусе — где подобная система безопасности практически невозможна. «Фонтанка» собрала данные госзаказа о том, какие суммы были потрачены на покупку многочисленного досмотрового оборудования для Пулково, вокзалов и метрополитена Петербурга.

После взрыва в Домодедово в 2011 году, по поручению президента Дмитрия Медведева, по стране прокатилась кампания по установке рамок металлоискателей и других спецсредств на входе в объекты транспортной инфраструктуры. Началось все, естественно, с аэропортов. Так, «Воздушные Ворота Северной Столицы», которые управляют петербургским Пулково, потратили 8,1 млн на покупку 4 рентгенотелевизионных досмотровых установок Rapiscan 618 XR и 12 млн – на 3 установки другой модели, Hi-Scan. Позже к ним докупили дополнительного оборудования на 500 тысяч рублей.

Не отставали и железные дороги. Например, досмотровая техника, которая используется на Ленинградском вокзале Москвы, вокзале Твери и Московском вокзале Петербурга, обошлась в 87 млн рублей. За возможность обнаружить террориста, пришедшего на Финляндский вокзал и вокзал Выборга, РЖД отдали 55 млн рублей. Согласно условиям техзадания, 1 стационарная сканирующая рентгеновская установка обошлась монополии в 4,8 млн рублей, конвейер для просмотра багажа в 1,6 млн, а «аппаратура автоматического обнаружения, локализации и идентификации взрывчатых веществ на основе метода быстрых меченых нейтронов» – в 6,4 млн. Отдельно закупались аппараты, способные подавить радиосигнал по приведению в действие взрывного устройства (стоимость – 5,3 млн рублей).

В общей сложности РЖД закупили досмотрового оборудования на 1 млрд рублей. Впоследствии этими контрактами заинтересовались правоохранительные органы. В апреле 2013 года оперативники Управления на транспорте МВД России по СЗФО и их коллеги из транспортного отдела ФСБ пришли с обысками в структурные подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД на Московский и Финляндский вокзалы, а также вокзал города Выборга. Следствие подозревало, что все эти многочисленные сканеры и конвейеры были закуплены по цене, которая в шесть раз превышала реальную. В РЖД оперативно отреагировали на обыски и сообщили: компания также обнаружила несоответствие между тем, что было заказано и что было поставлено в итоге, и еще в феврале направила претензионное письмо. Как сообщили в Управлении на транспорте МВД России по СЗФО, расследование по этой истории продолжается.

После теракта в Домодедово началась и массовая установка досмотровой техники в метрополитене. На всех 67 станциях сейчас работают металлоискатели «Рубикон» стоимостью 150 тысяч рублей за штуку (на станциях с двумя выходами установлены два таких аппарата). Итого – около 10 млн рублей. Кроме того, на большинстве станций, в специальном огороженном помещении, работают рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа. Модели используются различные: некоторые аппараты – «Калан-2М» – стоят 590 тысяч, другие – HI-SCAN 6040i – около 1 млн. Кроме того, приобретены переносные досмотровые комплексы «Шмель» по цене около 1 млн за штуку.

Но и это еще не все: метрополитен встраивает во все турникеты датчики радиации. Так, недавно был размещен заказ на их монтаж на 31 станции за 181 млн рублей. Согласно статистике, в 2012 году было зафиксировано пять случаев, когда датчики сигнализировали о наличии радиоактивных веществ. Впоследствии выяснялось, что аппаратура реагировала на граждан, проходящих лучевую терапию.

В июне 2011 года в действующие правила пользования петербургской подземкой были внесены изменения, согласно которым сотрудники службы контроля метрополитена имеют право досматривать пассажира и его багаж, а в случае отказа – вправе не пустить его на станцию. Сейчас для дежурных установлена следующая норма: в час они должны пропустить через досмотровое оборудование 30 человек. Впрочем, в ближайшее время эта норма уйдет в прошлое: как рассказывала «Фонтанка», комитет по транспорту за 5,9 млн рублей заказал проект по созданию в подземке зоны сплошного контроля, то есть все заходящие пассажиры будут проходить через рамки металлоискателя. Кроме того, в 14,2 млн рублей обойдется проект по созданию системы тотального интеллектуального видеонаблюдения. Предполагается, что эта система позволит выявлять людей, занесенных в базы правоохранительных органов. В качестве эксперимента она уже действует на «Ладожской», стоимость – 5,5 млн рублей.

Однако на данный момент взрывы в Волгограде показали, что террористы легко обходят все это многомиллионное оборудование. Первый взрыв прогремел на вокзале перед рамкой металлоискателя, где также скапливаются люди, а второй и вовсе в троллейбусе, где устанавливать рамки бессмысленно.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close