В будущем году автомобилистов Петербурга ждут сразу две новости. Плохая и хорошая. Первая касается того, что в 2011 году будет снесено как минимум 35-40 тысяч единиц гаражных боксов. Их место должны занять многоуровневые паркинги. Хорошая состоит в том, что гаражникам пообещали компенсацию за снос гаражей в размере их рыночной стоимости.
Как рассказал заместитель председателя Санкт-петербургского городского и областного отделения Всероссийского общества Автомобилистов Владислав Шерешев, в перечне упомянуты 227 участков, которые переданы инвестору единым лотом под строительство паркингов, 36 адресов занято сегодня гаражами. По мнению эксперта, примерно на 70% этих земель строить капитальные строения, которыми как раз и являются многоуровневые паркинги, нельзя. Ведь в свое время территории, которые передавались под строительство гаражных боксов, считались «бросовыми». Как правило, это были места бывших свалок и болот. «Где-то гаражи находятся в охранной зоне ЛЭП, где-то есть проблемы по геологии, по санитарным зонам, многие из них находятся в промзонах, удаленных от жилых кварталов», – рассказывает Владислав Шерешев.
Автостоянки на болотах
Например, в Пушкинском районе, гаражный кооператив, намеченный к сносу, построен на бывшей свалке. И есть заключение главного санитарного врача города Пушкина о том, что содержание солей тяжелых металлов – никеля и хрома, превышают здесь допустимые нормы в 40 раз. Кроме того, рядом находится Казанское кладбище, на котором еще в царские времена хоронили умерших от чумы. Поэтому о том, чтобы строить здесь капитальные строения, не может идти и речи.
А по словам владелицы гаража на проспекте Народного Ополчения Ольги Маракуевой, их автостоянки построены в полосе отчуждения между железной дорогой и водопроводными сетями. По мнению Ольги Маракуевой, инвестор, который подал запрос на строительство в этой зоне условно разрешенного строительства, вряд ли будет строить здесь многоуровневую парковку. «Скорее всего, ему нужна всего лишь земля, на которой удобнее всего разместить открытую стоянку. А с учетом того, что 700 автомобилей окажутся на улице, спрос на такую услугу будет», – говорит она.
Директор ООО «Владимир и К» Владимир Бобров рассказывает, что сегодня все, кто имеет гаражи в Петербурге, оказались заложниками сложившейся ситуации. «То, каким образом поступают сегодня с гаражниками, является настоящим беззаконием» – говорит он. По его словам, о том, что их гаражный кооператив сняли с учета в КУГИ, земельные участки были выставлены на торги, и их приобрел инвестор ООО «Невский гараж», он случайно узнал в конце октября. А 6 декабря с гаражниками проводили общественные слушания. «На эти слушания в Кировском районе пришли несколько сотен человек. Однако вместо того, чтобы представить проект планировки будущей территории, инвестор предъявил людям старую кадастровую съемку участка, которую члены кооператива когда-то сделали за свои деньги. Им даже не смогли толком объяснить, сколько же машиномест будет в будущем паркинге. А то ведь может получиться и так, как во Фрунзенском районе: там инвестор снес на Софийской улице 700 гаражей, а построил паркинг на 400. В чем смысл строительства паркингов, если в итоге мест для хранения машин становится не больше, а меньше? – спрашивает Владимир Бобров. В итоге слушания были признаны сорванными по вине гаражников.
Целевое назначение
Не понимают автолюбители и того, почему им самим не разрешают строить на месте гаражных стоянок современные паркинги. Как рассказал Владислав Шерешев, во Фрунзенском районе по решению общего собрания одной из гаражных стоянок на месте гаражей-боксов было решено построить паркинг. Чтобы решить вопрос в установленном законом порядке, гаражники по ходатайству администрации района получили разрешение городского правительства на проведение изыскательских работ.
По ходу дела выяснилось, что выполнить задуманное не так-то просто – квартал, в котором находится участок, не имеет утвержденного проекта планировки. Гаражникам предлагают его сделать самим. И для этого надо заплатить 10-12 миллионов рублей. Потом выясняется, что даже если автомобилисты «скинутся», то за те 11 месяцев, что отведены постановлением правительства на проведение изыскательских работ, подготовить и утвердить проект планировки не удастся. Обычно этот процесс длится не меньше года.
Кроме того, выяснилось, что на эту территорию претендует еще одна коммерческая структура, которая тоже хочет строить здесь многоуровневую стоянку. Естественно, что таких денег, чтобы сразиться с коммерсантами на торгах, у автолюбителей нет. «Мы полтора года вели переговоры, доказывали, что сможем и сами построить паркинг. И в итоге коммерсанты сжалились над нами и отозвали свою заявку», – говорит Владислав Шерешев.
Однако недавно стало известно, что на эти земли претендует уже другой инвестор. «Я выражу мнение всего гаражного сообщества, если скажу, что было бы намного справедливее, если бы там, где автовладельцы готовы модернизировать свою стоянку и строить паркинги, территории им передавались целевым назначением, безо всяких торгов», – говорит он.
В паркинг по… магнитке
По мнению депутата ЗАКСа Анатолия Костерева, чтобы снизить социальную напряженность, нужно создать механизм компенсационных выплат. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Накануне депутаты Петербурга в первом чтении одобрили поправки в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга, для строительства и реконструкции». Согласно документу, если инвестор получает участок земли, на котором находятся гаражи, то он должен компенсировать автомобилистам рыночную стоимость их имущества. А это значит, что владельцы гаражей имеют шансы получить за свои снесенные боксы в среднем по 200 тысяч рублей. Но впереди у этого документа еще второе и третье чтение.
В свою очередь автомобилисты поддержали эту инициативу депутатов. Хотя считают, что радоваться пока рано, так как, вполне возможно, что, когда поправки попадут на подпись губернатору, закон может измениться до неузнаваемости. В свою очередь, Анатолий Костерев считает, что одними только компенсационными выплатами ограничиваться нельзя, потому что они не решают проблем с парковкой автотранспорта.
По его мнению, Петербургу необходима городская программа по строительству паркингов за счет бюджетного финансирования. «Главное, чтобы стоимость машиномест в таких многоуровневых стоянках была доступна для всех», – говорит депутат. Анатолий Костерев считает, что сегодня надо говорить не только о необходимости строительства доступного жилья, но и о строительстве доступных муниципальных паркингов. «В перспективе, когда таких недорогих паркингов на карте города появится достаточно много, даже можно будет ввести магнитные карточки, по типу метрополитеновских, с помощью которых можно будет оплачивать стоянку в них автомобилей», – мечтает депутат.