Сейчас

+9˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+9˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 7

1 м/с, зап

770мм

56%

Подробнее

Пробки

2/10

Номерной зачет

415
ПоделитьсяПоделиться

Надзорные органы попытались пресечь применяемую всеми сотовыми операторами практику взыскания задолженности абонентов – удержания ее с любого номера, который принадлежит должнику. Проведенная в нескольких регионах кампания не увенчалась успехом – только в одном случае суд счел условие договора о взаимозачете незаконным. Хотя на практике оспариваемое правило для большинства клиентов может оказаться очень выгодным.

Право оператора сделать «перезачет» предусмотрено в договорах (правилах) всех работающих в Санкт-Петербурге сотовых компаний. Причем МТС берет на себя право еще и приостанавливать оказание услуг до тех пор, пока абонент не погасит прошлые долги по другим номерам (даже если в сумме у него достаточно средств для полного погашения недоимки).

Перед компанией вечно в долгу

Независимые юристы считают практику сотовых компаний весьма спорной. «Судебная практика в большинстве своем подтверждает, что зачет поступивших по одному договору денежных средств в счет оплаты долга по другому договору противоречит закону, – говорит Михаил Бойцов, управляющий партнер юридической компании Rightmark group. – Законодательством возможность проведения такого зачета не предусмотрена. Это очередной пробел в законе, требующий урегулирования».

Исправить пробел решили чиновники Роспотребнадзора и Роскомнадзора – дела против операторов «большой тройки» (МТС, «Билайн» и «Мегафон») были возбуждены сразу в нескольких регионах. Поводом для наложения на компании административных взысканий стали жалобы абонентов, с которых незаконно, по мнению проверяющих, удержали соответствующие суммы.

Юристы Роспотребнадзора сочли условия о «перезачете» незаконными и ущемляющими права потребителя. По их мнению, лицевой счет индивидуален и открывается в связи с заключением конкретного договора. Кроме того, законодательство не позволяет оператору связи приостанавливать оказание услуг по одному договору в случае неисполнения обязательств по другим или направить поступающие от абонента платежи на погашение образовавшейся ранее задолженности.

На участников «большой тройки» были наложены административные штрафы. Но арбитражные суды, в которых операторы оспорили требования Роспотребнадзора, поддержали сотовиков, указав, что утвержденные правительством России Правила оказания услуг подвижной связи не содержат запрета на предусмотренный в спорных договорах порядок расчетов между абонентом и оператором. Последнее постановление по таким спорам Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа вынес 30 июля.
А вот Роскомнадзору удалось наказать оператора: суд признал, что «перезачет», который проводило ОАО «Мегафон», является нарушением лицензионных требований. Ведь фактически компания списывает деньги за услуги, которые по конкретному договору не предоставлялись.

А Васька слушает ...

Этот отрицательный прецедент может иметь для операторов очень серьезные последствия – нарушение лицензионных условий является не только административным проступком, влекущим уплату незначительного штрафа (до 40 тысяч рублей), но может привести к приостановлению действия лицензии!

Но все опрошенные журналистом «Фонтанки» сотовые компании предпочитают не замечать принятого по заявлению Роскомнадзора решения и полностью убеждены в своей правоте. Так, в пресс-службе МТС подчеркнули, что считают правомерным положение договора, позволяющее перераспределять средства, вносимые абонентом на лицевой счет оператора, для погашения задолженности по зарегистрированным на его имя другим номерам: «МТС в судебном порядке неоднократно подтверждала правомерность такого рода погашений задолженности. Положительная судебная практика, подтверждающая правомерность действий МТС, имеется в том числе в Северо-Западном регионе, а также по Центральному федеральному округу, Новосибирску, Москве и др.», – пояснили в компании.

В «Мегафоне» пояснили, что «перезачет» – крайняя мера. «Мы очень редко переносим денежные средства с одного абонентского счета на погашение образовавшейся на другом счете задолженности, – говорит Людмила Чехова, менеджер по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон». – О таком переносе абонент уведомляется SMS-сообщением. Для избежания возникновения задолженности специалисты контактного центра и салонов связи по запросу клиента могут проверить наличие заключенных договоров на обслуживание. Для точной идентификации нужно предоставить данные паспорта. Мы готовы сообщить эту информацию и по электронной почте».

В компании TELE2 также констатировали, что у них отсутствует практика удержания задолженности абонентов по иным лицевым счетам. Правда, в отличие от «большой тройки», используемая этим дискаунтером биллинговая система производит списание платежей в режиме реального времени и задолженность образоваться в принципе не может. Хотя соответствующий пункт в договорах TELE2 также имеется.

В то же время оспариваемая чиновниками и отстаиваемая сотовыми компаниями система «перезачета» может оказаться выгодной для многих абонентов. Ведь утвержденные правительством России правила предусматривают взыскание с задолжавшего оператору клиента неустойки в размере 1 процента в день, то есть – 365 процентов годовых (почти пятидесятикратная учетная ставка ЦБ)! Причем Верховный суд России считает, что сотовые компании обязаны включать условие о такой неустойке в договоры. Можно надеяться, что при рассмотрении конкретного дела судья воспользуется правом снизить явно несоразмерный нарушению обязательств размер неустойки. Но, в целом – любому абоненту выгоднее как можно быстрее погасить долг, пусть даже оператор сделает это без его согласия с другого счета (номера).

Но есть и отрицательные инциденты. Например, гражданин Н. несколько лет назад отключился от МТС. «Были оформлены соответствующие документы, на счете оставалось около 180 рублей. Компания их возвращать отказалась под предлогом, что они вносились при подключении, я не стал спорить. Через некоторое время я заключил новый договор, внес аванс, а когда вставил «симку» – обнаружил на счете отрицательный остаток! После неоднократных звонков в колл-центр выяснилось, что оператор забыл отключить старый номер и на него больше года «капала» абонентская плата! Списание признали ошибочным, но для исправления ситуации предложили прийти к ним в офис, написать заявление, и в течение двух недель обещали разблокировать новый номер. Извиняться за фактический обман и компенсировать нанесенный материальный и моральный вред руководство компании не сочло необходимым», – жалуется пострадавший абонент.

Антон Одынец,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close