Петербург еще очень долго может жить с тем уличным транспортом, что существует сейчас. Несмотря на то, что Смольный решил стереть разделение на социальные и коммерческие маршруты, классифицировав все как "регулярные перевозки". В городском парламенте, по крайней мере, принимать закон с новыми правилами игры не торопятся и призывают Смольный задуматься, сможет ли горбюджет компенсировать затраты на перевозку льготников на всех городских маршрутах.
В Законодательном собрании снова появился законопроект о наземном пассажирском транспорте. Губернатор наложила на него «вето» и предложила свои технические корректировки. Завернув документ, Валентина Матвиенко также предложила не прописывать некоторые правила (например, ежегодную проверку водителей на знание ПДД). Однако это не значит, что градоначальница уверена в перевозчиках. Это требование планируется прописать как обязательное в конкурсной документации, которую участникам рынка будет предлагать комитет по транспорту.
После принятия этого законопроекта планируется проведение нового транспортного конкурса. Да такого, какого еще не было: на все 800 городских маршрутов. Но суть заключается в том, что участвовать в нем могут все. Потому что понятия «социальные маршруты» (на которые проводились конкурсы ранее) и «коммерческие» исчезнут. Все будут ездить по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Как сообщил "Фонтанке" один из участников рынка, что такое «регулируемый тариф» — пока не очень понятно. Но, если объяснять на пальцах, то предполагаемая схема выглядит так: те, кто считаются сегодня социальными, могут участвовать в конкурсе, выигрывать, работать, отдавать все деньги в казну, получать компенсации из бюджета за перевозки (и льготные в том числе) — для них ничего не изменится. Те, кто сегодня относится к коммерческим перевозчикам и принимает решение участвовать в конкурсе, вписываются в него, побеждают, перевозят людей за определенную фиксированную, единую для всех плату. Часть вырученных средств отдают городу, от которого, в свою очередь, получают компенсации за перевозку льготников. Те же, кто не захочет участвовать в этом конкурсе, могут кататься как и раньше, и считаться «нелегалами».
Но в городском парламенте очень сильно сомневаются, что Смольный способен в нынешней экономической ситуации взять на себя затраты по обеспечению дополнительной финансовой нагрузки. Ведь даже по социальному транспорту, как жалуются некоторые перевозчики, город компенсирует не более 40 процентов затрат.
Как сообщил «Фонтанке» председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга» Василий Киселев, по нормативам эксплуатационных затрат, если на рейс выходит большой социальный автобус, то он обходится в 524 рубля за 10 километров пробега. А если на такой же маршрут выйдет большой коммерческий автобус - он будет стоить уже не 524 рубля, а до 600-700. Разница в цене объясняется тем, что коммерческие перевозчики закладывают в тариф не только стоимость бензина, амортизацию и так далее, но и лизинговые платежи и затраты на содержание самого предприятия.
В связи с этим не исключено, что город может отказаться от идеи взять на себя такую дополнительную нагрузку. И тогда вспомнятся слова Александра Коваленко, директора одной из транспортных компаний - ООО «Кросс», которые он произнес в интервью «Фонтанке» в ноябре прошлого года: «Вот сейчас подождем кризиса и посмотрим, кто у нас легал, а кто — нелегал. Думаю, что мы все сразу же понадобимся».
Александра Медведева, "Фонтанка.ру"