Лето — время для посиделок на берегу залива или прогулок в тенистых парках. Хочется ли ради этого стоять в пробке или спускаться в душное метро? Конечно же, нет. Хочется под прохладным ветерком ехать к друзьям на электросамокате!
Эволюция электросамоката, который лучше купить, чем занимать
Свой руль ближе к телу
И в этом мы, жители современных городов, очень похожи на людей начала XX века. Они тоже любили своих компактных железных друзей, которые помогали им веселиться, работать и чувствовать себя свободными. Давайте прокатимся вместе в 1910-е годы: узнаем все об эволюции бензиновых дедушек электросамокатов, рекуперации заряда и вариантах прогулок по Петербургу.
Скорость
1913
Первые самокаты с моторами появились в 1913 году. Назывались они автопедами: на взгляд современников, они были чем-то средним между автомобилем и велосипедом. В российских газетах того времени автопеды называли карликовыми машинами и описывали следующим образом:
30 км/ч действительно были пределом скорости автопедов (хотя американская Autoped Company обещала покупателям скорость до 55 км/ч).
Это объяснялось особенностями конструкции: при попытке ехать быстрее эти машины дергались и виляли из стороны в сторону. Тем не менее, в начале прошлого века на них устраивали, например, гонки по пляжному песку, а почтальоны на таких самокатах развозили почту намного быстрее, чем на велосипеде и тем более пешком.
БЫЛО
СТАЛО
Современные электросамокаты развивают скорость до 40 км/ч — правда, на городских улицах это запрещено. Поэтому производители сейчас выпускают устройства для поездок в разных условиях — и, соответственно, с разными характеристиками. Например, бренд NAVEE специально для любителей самых комфортных поездок по городу разработал самокат Navee ST3 Pro. Его максимальная скорость — 40 км/ч.
Что находится в пределах 40 км от Петербурга:
Музей-заповедник «Петергоф»
40 км
Дворцовые парки Царского Села
30 км
Павловск
30 км
Этнопарк
«Богословка»
7 км
Navee ST3 Pro не теряет темпа движения даже при подъеме в гору — при условии, что угол наклона находится в пределах 25–28 градусов. А главное, что водитель не испытает дискомфорта, даже если путь пройдет по не самой лучшей дороге. Фишка этого самоката — уникальная передняя и задняя подвески, сделанные по автомобильным технологиям и с применением таких же материалов. Это значит, что Navee ST3 Pro амортизирует движение и делает его плавным, как если бы водитель не стоял на самокате, а ехал в машине. С учетом состояния наших дорог такая функция пригодится всегда.
Еще одна особенность модели, как и всех электросамокатов от NAVEE, — система эффективного торможения. Она тоже позаимствована у автомобилей и позволяет быстро остановить транспортное средство в случае необходимости. Это повышает безопасность всех участников движения.
Запас хода
У автопедов были четырехтактные двигатели объёмом 155 см³. Стояли они над передними колесами, а топливный бак располагался на подставке — там же, где стоял водитель. Ездили автопеды, конечно, на бензине — двух литров хватало на 100 км пути. По тем временам — очень экономный расход топлива. Поэтому (а также из-за активной рекламной кампании) автопеды были довольно популярны.
В то же самое время энтузиасты пытались развивать и электрический транспорт. В конце XIX — начале XX вв. любые электрические приборы были на пике моды, так что оснастить батареей средства передвижения сам бог велел. Правда, электрифицировали в первую очередь не самокат, а велосипед: тогда в глазах людей он выглядел солиднее. Автопеды же в своей конструкции были скопированы с детской игрушки и потому считались скорее забавой для богемы. 
Самокаты на бензине в тот момент оказались жизнеспособнее велосипедов с электробатареей — их надо было заправлять только через два-три часа. Батарейка же садилась быстро, да к тому же была тяжелой и громоздкой. Тем не менее, когда фирма Autoped Company закрылась, над электровелосипедами продолжили работать, а про самокаты все забыли и вспомнили лишь в 1996 году. Первому электросамокату одной зарядки аккумулятора хватало на 40 км.
БЫЛО
Запас хода
У автопедов были четырехтактные двигатели объёмом 155 см³. Стояли они над передними колесами, а топливный бак располагался на подставке — там же, где стоял водитель. Ездили автопеды, конечно, на бензине — двух литров хватало на 100 км пути. По тем временам — очень экономный расход топлива. Поэтому (а также из-за активной рекламной кампании) автопеды были довольно популярны.
В то же самое время энтузиасты пытались развивать и электрический транспорт. В конце XIX — начале XX вв. любые электрические приборы были на пике моды, так что оснастить батареей средства передвижения сам бог велел. Правда, электрифицировали в первую очередь не самокат, а велосипед: тогда в глазах людей он выглядел солиднее. Автопеды же в своей конструкции были скопированы с детской игрушки и потому считались скорее забавой для богемы. 
Самокаты на бензине в тот момент оказались жизнеспособнее велосипедов с электробатареей — их надо было заправлять только через два-три часа. Батарейка же садилась быстро, да к тому же была тяжелой и громоздкой. Тем не менее, когда фирма Autoped Company закрылась, над электровелосипедами продолжили работать, а про самокаты все забыли и вспомнили лишь в 1996 году. Первому электросамокату одной зарядки аккумулятора хватало на 40 км.
БЫЛО
СТАЛО
Запас хода современных электросамокатов примерно в полтора раза больше, чем 30 лет назад. Упомянутый уже Navee ST3 Pro может проехать на одном заряде батареи до 75 км. У другой модели этого же бренда, топового городского электросамоката Navee GT3 Pro, запас хода составляет 60 км. А самое приятное — самокаты Navee умеют сокращать расход энергии при поездке.
Благодаря такому самовосстановлению Navee GT3 Pro хорош для поездок по городу. Плюс к этому у него есть двойная задняя подвеска, благодаря которой водитель не испытает проблем при спуске с поребрика, не почувствует даже самые грубые стыки плитки и трещины в асфальте. Скорости 32 км/ч вполне достаточно для городских условий. Благодаря этому транспортному средству можно выбраться на прогулку туда, куда идти пешком или ехать на автобусе категорически не хочется.
Куда могут добраться на самокате жители районов Петербурга
Это возможно за счет системы рекуперации — то есть возвращения потраченной энергии в тот же процесс. Восстанавливать силы самоката Navee GT3 Pro, как и его чуть более мощного коллеги, можно при каждом торможении, а также каждый раз, когда вы отпускаете газ. Параметры рекуперации легко настроить в приложении NAVEE.
Компактность
Предок современных электросамокатов весил примерно 25 кг. Поскольку производители позиционировали его как альтернативу автомобилю, они обращали особое внимание на то, что автопед можно в случае необходимости перенести с места на место, а также хранить дома.

Чтобы добавить устройству компактности, инженеры сделали руль на шарнирах: в случае необходимости он укладывался на доску-подножку. Тем не менее, хранить автопеды дома мало кому нравилось. Из-за бензинового двигателя даже самое просторное жилье быстро пропитывалось неприятным запахом.
БЫЛО
После того, как автопеды вышли из моды в 30-х годах, идея создать складной самокат угасла сама собой. Воскресил ее швейцарский банкир Вим Уботер в 1990-е. Сперва он создал простой самокат, который в сложенном виде легко помещался в рюкзак. Затем принялся за компактную модель электросамоката. Она вышла на рынок в 2016 году.
У большинство современных электросамокатов руль зафиксирован, однако на рынке есть и складные модели. Особой популярностью пользуются те, в которых особенности конструкции дополняются хорошей скоростью и запасом хода. К таким электросамокатам относится, например, Navee V3 Pro.
СТАЛО
Эта модель обладает всеми достоинствами электросамокатов бренда. Точно так же, как Navee ST3 Pro и Navee GT3 Pro, она выполнена из авиационного алюминия, оснащена системой антипробуксовки, интеллектуальной системой рекуперации и торможения. Шины при проколе герметизируются сами. На рукоятке руля есть мощная автоматическая фара и поворотники, а управлять самокатом и отслеживать его местонахождение можно при помощи приложения. 
Личная особенность Navee V3 Pro в том, что он складывается. Уникальная конструкция руля позволяет в случае необходимости быстро сложить устройство пополам. В таком виде он занимает на 66% меньше места, чем велосипед, и его можно поставить у стены в городской квартире — либо положить в багажник. Поднять самокат для этого, кстати, будет легко: он весит всего 19 кг. И все эти приятные особенности модели никак не сказываются на скорости: у Navee V3 Pro она составляет 32 км/ч, а батареи хватает на 60 км. 
Доступность
Об автопедах писали, что это транспорт, доступный каждому. В реальности это было не так: в начале XX века лишь довольно состоятельные американцы могли за раз потратить 100 долларов. Именно по такой цене продавали автопеды. Чтобы было понятно: год обучения в колледже в 1920-е годы в США стоил 60 долларов, хороший дом с четырьмя спальнями — около тысячи. А покупка машины, на которой можно было ездить всей семьей и перевозить грузы, обходилась в среднем в 400 долларов.
Собственно, из-за дороговизны автопеды в конце концов и исчезли с рынка. Люди, у которых было мало денег, могли покататься на диковинном транспорте только в парках. Там организовывали прокат наиболее предприимчивые компании, которые могли себе позволить приобрести несколько автопедов и сдавать их в аренду. Как и в наши дни, это привело к авариям: в пунктах аренды не объясняли, что самокат с бензиновым баком — это транспорт, а не игрушка. 
БЫЛО
Доступность
Об автопедах писали, что это транспорт, доступный каждому. В реальности это было не так: в начале XX века лишь довольно состоятельные американцы могли за раз потратить 100 долларов. Именно по такой цене продавали автопеды. Чтобы было понятно: год обучения в колледже в 1920-е годы в США стоил 60 долларов, хороший дом с четырьмя спальнями — около тысячи. А покупка машины, на которой можно было ездить всей семьей и перевозить грузы, обходилась в среднем в 400 долларов.
Собственно, из-за дороговизны автопеды в конце концов и исчезли с рынка. Люди, у которых было мало денег, могли покататься на диковинном транспорте только в парках. Там организовывали прокат наиболее предприимчивые компании, которые могли себе позволить приобрести несколько автопедов и сдавать их в аренду. Как и в наши дни, это привело к авариям: в пунктах аренды не объясняли, что самокат с бензиновым баком — это транспорт, а не игрушка. 
БЫЛО
Приобрести электросамокат сегодня — не проблема: цены на них вполне разумны. К тому же ритм и стиль современной городской жизни располагает к такой покупке. Выбранный по собственному вкусу и в соответствии с потребностями, собственный электросамокат доставит хозяина в любую точку города безопасно и без пробок. 
СТАЛО
Владелец всегда знает, полный ли заряд устройства, исправно ли оно, в порядке ли фары и рекуперация — и потому никогда не опоздает на свидание, работу или прогулку с друзьями. Все данные о состоянии устройства, в том числе скорость, отражаются на дисплее или в приложении. Оно, кстати, помогает отследить маршрут, отрегулировать режимы подсветки, выработать максимальный уровень энергосбережения и установить предельную скорость.
Правила безопасной езды
На электросамокатах весом меньше 35 кг можно кататься по тротуарам. Делайте это осторожно и по возможности все же сворачивайте на велодорожки
Уступайте дорогу пешеходам
Всегда включайте фары в темное время суток
Скорость электросамоката в Петербурге не должна превышать 25 км/ч, во дворах — 20 км/ч
Обязательно надевайте защитные средства: шлем, налокотники, наколенники
Не катайтесь на одном электросамокате вдвоем
Подвесной 4-дюймовый дисплей под углом 14° для лучшего обзора
Преодолевает подъемы наклоном до 28 градусов
Система рекуперации энергии
Эффективное торможение
Ночные фары и защита аккумулятора
Легко настраивается при помощи приложения
Амортизационная система с передней и задней подвеской Damping Arm
Navee ST3 Pro
Максимальная скорость движения
40 км/ч
Запас хода 75 км
Вес — 22 кг
Navee GT3 Pro
Максимальная скорость движения
32 км/ч
Запас хода 60 км
Вес — 22 кг
Подвесной 4-дюймовый дисплей под углом 14° для лучшего обзора
Преодолевает подъемы наклоном до 22 градусов
Система рекуперации энергии
Эффективное торможение
Легко настраивается при помощи приложения
Амортизационная система с передней и задней подвеской
Navee
V3 Pro
Максимальная скорость движения
32 км/ч
Запас хода 60 км
Вес — 19 кг
Легко настраивается при помощи приложения
Преодолевает подъемы наклоном до 22 градусов
Система рекуперации энергии
Эффективное торможение
Ночные фары и защита аккумулятора
Подвесной 4-дюймовый дисплей под углом 14° для лучшего обзора
Складывается и в таком виде занимает на 66% меньше места
Реклама, ООО «МКТ», ИНН: 7811365157

Автор: Клара Хоменко
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены ООО «МКТ»
Дизайнер: Соня Осколкина
Другие источники фотографий: IStock.com, wikipedia.org, citywalls.ru, Adobe Stock
IStock: Marina Imasheva, AlexKazachok2, Nickzudwa, -lvinst-, Irrin0215, Evgeniy Romanov, greyj, AlexeyBlogoodf, Abbasy Kautsar

Adobe Stock: MightyDesign

Lady Florence Norman, GaHetNa (Nationaal Archief NL), Brooklyn Museum, citywalls.ru, Iaroslav79, Кивиойский, Alex 'Florstein' Fedorov, Alex 'Florstein' Fedorov, Vladimir Ivanov, Mattes, Classic Motorcycle Archive, Georges Jansoone

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

Просмотров: 10694