Вдоль по Лиговскому.
Как строили самый главный дорожный объект года

В Петербурге открыли Лиговский путепровод. Рассказываем, как он изменит дорожную ситуацию на юге города. И каково это — строить такое большое искусственное сооружение на участке с интенсивным движением.
Вдоль по Лиговскому. Как строили главный дорожный объект года
В Петербурге открыли Лиговский путепровод. Рассказываем, как он изменит дорожную ситуацию на юге города. И каково это — строить такое большое искусственное сооружение на участке с интенсивным движением.
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Лиговский путепровод построили над железнодорожными путями Балтийского направления ОЖД в 1950 году. Благодаря ему автомобилям в районе станции Лигово больше не нужно было стоять на переезде.
Мостовое сооружение перекинули над проспектом Народного Ополчения и железнодорожной веткой. Оно соединило проспект Маршала Жукова и Таллинское шоссе, то есть два района — Кировский и Красносельский. И стало важной частью автомагистрали «Нарва» до границы с Эстонией.
К 2010-м годам износ конструкции превышал 60%. Устарел путепровод и морально: транспортный поток резко увеличился, и двух полос перестало хватать. Машины начали ездить по два ряда в каждую сторону, создавая аварийные ситуации. Появились новые жилые районы в Горелово, Красном Селе, Гатчинском и Ломоносовском районах Ленобласти — они потребовали современной дорожной инфраструктуры.
Чтобы устранить «бутылочное горлышко», которое возникало на выезде и въезде в город в районе Лигово, нужен был новый путепровод.
Заключенный госконтракт называется реконструкцией, но, по сути, это строительство: возведен совершенно новый объект на месте старого. Построенное мостовое сооружение в три раза шире предыдущего, пропускная способность также должна увеличиться втрое — до 70-80 тысяч автомобилей в сутки.
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Лиговский путепровод построили над железнодорожными путями Балтийского направления ОЖД в 1950 году. Благодаря ему автомобилям в районе станции Лигово больше не нужно было стоять на переезде.
Мостовое сооружение перекинули над проспектом Народного Ополчения и железнодорожной веткой. Оно соединило проспект Маршала Жукова и Таллинское шоссе, то есть два района — Кировский и Красносельский. И стало важной частью автомагистрали «Нарва» до границы с Эстонией.
К 2010-м годам износ конструкции превышал 60%. Устарел путепровод и морально: транспортный поток резко увеличился, и двух полос перестало хватать. Машины начали ездить по два ряда в каждую сторону, создавая аварийные ситуации. Появились новые жилые районы в Горелово, Красном Селе, Гатчинском и Ломоносовском районах Ленобласти — они потребовали современной дорожной инфраструктуры.
Чтобы устранить «бутылочное горлышко», которое возникало на выезде и въезде в город в районе Лигово, нужен был новый путепровод.
Заключенный госконтракт называется реконструкцией, но, по сути, это строительство: возведен совершенно новый объект на месте старого. Построенное мостовое сооружение в три раза шире предыдущего, пропускная способность также должна увеличиться втрое — до 70-80 тысяч автомобилей в сутки.
ХРОНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
20 марта 2018 года
Объявлен конкурс на реконструкцию Лиговского путепровода
27 сентября 2018 года
Начало реконструкции. Срок реализации по договору — 30 октября 2021 года
Апрель 2019 года
Фактическое прекращение работ подрядчиком «Пилон»
18 октября 2019 года
Расторжение контракта с первым подрядчиком. Готовность объекта — 8%
26 декабря 2019 года
Заключение госконтракта с новым подрядчиком СК «Орион плюс»
Январь 2020 года
Возобновление работ
Июль 2020 года
На путепровод поставили первый пролет. Монтаж и надвижка заняли больше месяца. Готовность объекта — 15%
4 ноября 2020 года
Автомобильное движение переключено на построенную первую очередь Лиговского путепровода
Ноябрь 2020 года
Демонтаж старой конструкции
Январь 2021 года
Монтаж второй очереди. Готовность объекта — 65%
10 сентября 2021 года
Пуск движения по Лиговскому путепроводу в обе стороны. Более чем на месяц раньше срока
используйте скроллинг вниз, чтобы посмотреть хронику
20 марта 2018 года — объявлен конкурс на реконструкцию Лиговского путепровода
27 сентября 2018 года — начало реконструкции. Срок реализации по договору — 30 октября 2021 года
Апрель 2019 года — фактическое прекращение работ подрядчиком «Пилон»
18 октября 2019 года — расторжение контракта с первым подрядчиком. Готовность объекта — 8%
26 декабря 2019 года — заключение госконтракта с новым подрядчиком СК «Орион плюс»
Январь 2020 года — возобновление работ
Июль 2020 года — на путепровод поставили первый пролет. Монтаж и надвижка заняли больше месяца. Готовность объекта — 15%
4 ноября 2020 года — автомобильное движение переключено на построенную первую очередь Лиговского путепровода
Ноябрь 2020 года — демонтаж старой конструкции
Январь 2020 года — монтаж второй очереди. Готовность объекта — 65%
10 сентября 2020 года — пуск движения по Лиговскому путепроводу в обе стороны. Более чем на месяц раньше срока
Left
Right
ПУТЕПРОВОД В ЦИФРАХ
ПУТЕПРОВОД В ЦИФРАХ
3,8 млрд р.
Стоимость по контракту
7
Остановки транспорта
4
Светофоры
9
Опоры
3 м
Ширина тротуара
3,5 - 4 м
Ширина полосы движения
6
Количество полос
2,5 км
Автомобильных подходов
316 м
Протяженность
КАК СТРОИЛИ
Представители подрядчика, строительной компании «Орион плюс», появились на объекте в Лигово сразу после январских праздников 2020 года. У них было четкое понимание, в какой последовательности им предстоит действовать: в проекте участвовали опытные мостостроители, которые возвели в Петербурге не один путепровод и не одну переправу. Кроме того, в команду вошли бывшие сотрудники прежнего подрядчика, «Пилон», начинавшие работу непосредственно на Гореловском и Лиговском путепроводах.
КАК СТРОИЛИ
Представители подрядчика, строительной компании «Орион плюс», появились на объекте в Лигово сразу после январских праздников 2020 года. У них было четкое понимание, в какой последовательности им предстоит действовать: в проекте участвовали опытные мостостроители, которые возвели в Петербурге не один путепровод и не одну переправу. Кроме того, в команду вошли бывшие сотрудники прежнего подрядчика, «Пилон», начинавшие работу непосредственно на Гореловском и Лиговском путепроводах.
«Объект не уникальный, но протяженный, фактически 2,9 км. И находится в густонаселенном районе. Если посмотреть только по Таллинскому шоссе, то это порядка 39 въездов-заездов на частную территорию. Все это необходимо было учитывать, понимая, что мы можем создать проблему местным жителям. Поэтому старались строить максимально быстро, чтобы ограничений было как можно меньше».
Первый заместитель генерального директора Камиль Гуляев
Схематично этапы строительства Лиговского путепровода можно обозначить так:
Вынос сетей из зоны строительства
Учитывая важность объекта для города, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры помогал генподрядчику на начальных этапах решать много «бумажных» вопросов. Например, оперативно согласовывать временные схемы организации дорожного движения.
Сооружение путепровода правого направления
Собирали новый мост на стапеле, для чего потребовался гусеничный кран грузоподъемностью 80 тонн и автокран грузоподъемностью 160 тонн. Надвижка и сборка проходили в шесть этапов, при этом движение автомобилей по существующему путепроводу не прекращалось.

Общий вес собранной конструкции составил около 1130 тонн, а длина пролетного строения — около 312 метров: металлоконструкции для него изготовило ОАО «Стройметалконструкция». Продукция этой компании применялась, в частности, при реконструкции Дворцового моста.
Переключение движения
Лиговский путепровод по проекту состоит из двух одинаковых строений: правого для проезда в Красное Село и левого — для движения в обратную сторону. Чтобы не перекрывать полностью трафик, сначала построили правое, по которому в ночь на 4 ноября 2021 года пустили движение в обе стороны.
Демонтаж старого путепровода
Старую железобетонную конструкцию утилизировали.
Создание левого направления
На строительной площадке ежедневно было задействовано порядка 30 единиц техники и 100 рабочих, включая субподрядные организации. В пиковые моменты доходило до 45 единиц и 140 человек. Работы вели днем и ночью — без приостановки даже в моменты обострения пандемии.
Благоустройство
На Лиговском путепроводе уложили асфальтобетон собственного завода СК «Орион плюс» в Новоселье. Благодаря этому в качестве покрытия подрядчик мог не сомневаться. По проекту здесь была предусмотрена щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМА20) — современное покрытие по ГОСТУ для загруженных магистралей.
«Максимальная нагрузка пришлась на лето. У нас даже появилась специальная смена: она выходила чуть раньше, чтобы в восемь утра вся техника уже вовсю катала асфальт. В жару работать было тяжело. На площадке организовали поставку питьевой воды, сделали специальные укрытия для строителей».
Руководитель проекта Леонид Скобло
Сопутствующие работы: помимо возведения путепровода, подрядчик расширил Таллинское шоссе, проспект Маршала Жукова, установил шумозащитные экраны на протяжении всего объекта. В домах жителей Старо-Паново по проекту заменено остекление.
Ремонт объектов культурного наследия в проект не входил, однако по просьбе города строители заменили плитку и асфальт у братской могилы в сквере «Передний край обороны».
Сопутствующие работы: помимо возведения путепровода, подрядчик расширил Таллинское шоссе, проспект Маршала Жукова, установил шумозащитные экраны на протяжении всего объекта. В домах жителей Старо-Паново по проекту заменено остекление.
Ремонт объектов культурного наследия в проект не входил, однако по просьбе города строители заменили плитку и асфальт у братской могилы в сквере «Передний край обороны».
УСПЕТЬ В СРОК
Лиговский путепровод — один из долгожданных дорожных объектов Петербурга, поэтому власти города и подрядчик старались сделать все, чтобы сдать сооружение к назначенному сроку. Это получилось благодаря:
финансовому ресурсу СК «Орион плюс» — крупные стройки требуют серьезного авансирования субподрядчиков, и у компании такие средства были;
строительной технике — экскаваторы, бульдозеры, катки и т. д. закупаются «Орионом» ежегодно, компания смогла направить на новый объект необходимый транспорт;
опытным кадрам — у подрядчика есть опыт больших инфраструктурных проектов;
ответственности — для команды, трудившейся на объекте, это не пустой звук.
УСПЕТЬ В СРОК
Лиговский путепровод — один из долгожданных дорожных объектов Петербурга, поэтому власти города и подрядчик старались сделать все, чтобы сдать сооружение к назначенному сроку. Это получилось благодаря:
финансовому ресурсу СК «Орион плюс» — крупные стройки требуют серьезного авансирования субподрядчиков, и у компании такие средства были;
опытным кадрам — у подрядчика есть опыт больших инфраструктурных проектов;
строительной технике — экскаваторы, бульдозеры, катки и т. д. закупаются «Орионом» ежегодно, компания смогла направить на новый объект необходимый транспорт;
ответственности — для команды, трудившейся на объекте, это не пустой звук.
«Пристальное внимание к объекту помогало ускорить многие процессы. Например, на просьбу посодействовать, чтобы как можно быстрее появились федеральные средства и напитали нас финансово, подключался город. Когда переключали движение, возникли проблемы со своевременной поставкой материала (шумозащитных экранов, барьерного ограждения), Дирекция транспортного строительства писала необходимые письма — все приходило. РЖД бесплатно предоставили нам технологические окна для проведения работ в зоне железной дороги. Мы использовали около 50 окон продолжительностью до 4 часов, чтобы провести надвижку металлоконструкций путепровода над путями. В основном по ночам, когда есть перерыв в движении электропоездов».
Руководитель проекта Леонид Скобло
МНЕНИЕ ГОРОЖАН
МНЕНИЕ ГОРОЖАН
Кликните по карточке, чтобы прочитать отзыв целиком.
Михаил
житель поселка Новоселье
«Я работаю в Горелово. Лиговским путепроводом пользуюсь всякий раз, когда хочу попасть в Красносельский район города. О том, какие здесь возникают пробки, знаю не понаслышке. И это не локальная проблема, которая касается жителей определенного микрорайона, — страдают автомобилисты всей южной части города, а еще дачники, чьи участки расположены вдоль трассы «Нарва». Очень надеюсь, что со строительством Лиговского путепровода, а также с введением обхода Красного Села ситуация здесь изменится к лучшему. Гореловский путепровод уже в строю. Останется только решить вопрос с участком от КАД до Горелово, длиной около трех километров, который по-прежнему остается узким, и пропускная способность этого участка федеральной автодороги действительно вырастет в несколько раз».
Татьяна
жительница Красносельского района
«По этой дороге я перемещаюсь каждый день — на работу в Горелово. Тот путь, который мог бы занять не более 20 минут, в реальности отнимает около часа. А то и полтора, если ехать в час пик. На участке достаточно высокая аварийность: даже в выходной день из-за ДТП можно встать минут на сорок и опоздать на встречу. Так что открытие Лиговского путепровода очень актуально. Ждем не дождемся».
Компания «Орион плюс» взялась построить Лиговский путепровод за 24 месяца. А простоит сооружение век. И даже через десятилетия останется современным и надежным объектом транспортной инфраструктуры Петербурга.
«Понимание социальной значимости путепровода для петербужцев было дополнительным стимулом для всего нашего коллектива. Мы работали без выходных прошедшие 20 месяцев, чтобы открыть путепровод раньше намеченного срока».
Генеральный директор СК «Орион плюс» Алексей Вихарев
Как открывали Лиговский путепровод
Лиговский путепровод открыли в торжественной обстановке. Старт движению дали губернатор Петербурга Александр Беглов, вице-губернатор Максим Соколов и генеральный директор СК «Орион плюс» Алексей Вихарев. На церемонии также присутствовали депутаты Законодательного собрания Михаил
Барышников, Евгений Никольский и Александр Тетердинко.

Как дорожный объект строили и готовили к запуску, смотрите на видео.
Как открывали Лиговский путепровод
Лиговский путепровод открыли в торжественной обстановке. Старт движению дали губернатор Петербурга Александр Беглов, вице-губернатор Максим Соколов и генеральный директор СК «Орион плюс» Алексей Вихарев. На церемонии также присутствовали депутаты Законодательного собрания Михаил
Барышников, Евгений Никольский и Александр Тетердинко.

Как дорожный объект строили и готовили к запуску, смотрите на видео.
Материал подготовлен специально для ООО «СК «Орион плюс», консультант проекта — директор по развитию компании Сергей Сидоров

Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии и видео предоставлены СК «Орион плюс»
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»