Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, проанализирует потребность России в новых суперледоколах проекта 10510 «Лидер», которые планируется строить в Петербурге и Северодвинске. Они задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы. Первое судно этого проекта планируется спустить на воду к 2030 году.
ЦСР выполнит исследование по заказу «Росатома», который разместил информацию о заключении контракта на сайте госзакупок 7 августа. Цена контракта составила 12 млн рублей.
«Цель оказания услуг: определение потребности и оценка социально-экономических, бюджетных эффектов строительства и эксплуатации двух атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 «Лидер» для обеспечения перевозок морским транспортом в Арктической зоне РФ, в том числе по Северному морскому пути», – говорится в заключенном договоре.
Центр Кудрина по условиям договора проанализирует существующую и перспективную потребность Севморпути в таком мощном ледокольном флоте, разработает финансово-экономическую модель строительства ледоколов и оценит социально-экономические и бюджетные эффекты от их создания.
Все 10 существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России и используются в нашей стране. Сейчас в строю пять таких машин. Три из них были построены на петербургских Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе. Два ледокола — суда «река-море» «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных энергоблоков.
В Петербурге строят и более распространенные дизель-электрические ледоколы. Над созданием крупнейшего в мире ледокола этого типа «Виктор Черномырдин» совместно работают Адмиралтейские верфи и Балтийский завод.