Сауны, кладовки, террасы, зимние сады, освещение по датчикам, машинки для чистки обуви – европейские стандарты жилья постепенно проникают в Россию. Приживаются не все.
Рост конкуренции подталкивает застройщиков предлагать своим клиентам все новые и новые опции. Задача непростая: в нынешних условиях нововведения не должны приводить к сильному удорожанию объекта. Какие прижились в новостройках Петербурга, а какие не оправдали себя, «Фонтанка» выяснила, составив собственный рейтинг самых распространенных опций.
– По нашему опыту, удобные кладовые помещения, просторные паркинги, объекты спортивной инфраструктуры, современные детские площадки – все это всегда востребовано покупателями, – говорит Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость». – В жилых комплексах комфорт-класса от Setl City жители активно используют и стадион для спортивных игр, и детские площадки, и многое другое, что застройщик предусмотрел для их удобства.
– Изначально так называемые «допопции» появились внутри самих квартир, когда мы начали перенимать опыт других стран, в том числе скандинавских, и во многих домах начали проектироваться сауны и террасы, – говорит генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев. – А затем данный опыт перенесся и на дом в целом. Сегодня есть широкий выбор интересных предложений – от кладовок до велопарковок и закрытых дворов.
Редкий проект сегодня обходится без каких-либо дополнительных «фишек». Условно их можно разделить на две категории.
– Первая – эмоциональные, это террасы с выходом во двор или на крышу, квартиры с панорамными окнами, спальня с отдельным санузлом или ванная комната с окнами, – говорит руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб» Петр Буслов. – Вторая – функциональные, к ним относятся ниши для кухонных гарнитуров/шкафы-купе, гардеробные и кладовые. При этом функциональные опции не ограничены исключительно границами квартиры, они есть и в общедомовых помещениях.
Есть и еще одна категория – экзотические опции.
– Под видом «опций» зачастую предлагаются некие простейшие и дешевые решения, которые, возможно, и удается красиво рекламировать, но они ничуть не улучшают реального качества проживания, – говорит директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая. – Любые предлагаемые застройщиком опции должны быть действительно нужными для покупателей.
Проверено временем
– Лет 15 назад появились проекты с централизованным сбором пыли, то есть в квартире было специальное оборудование для подключения пылесоса. Однако в дальнейшем такая функции не оправдала надежд, – говорит начальник отдела маркетинговых исследований ГК «Пионер» (Санкт-Петербург) Светлана Лежнева. – Редко встречаются и бассейны, предназначенные только для жителей конкретного комплекса: слишком дорогое обслуживание.
Не нашли понимания у покупателей места для подзарядки аккумулятора автомобилей, комнаты матери и ребенка. А вот машинки для чистки обуви, с учетом климатических особенностей Петербурга, могут стать весьма востребованными. Такая опция есть в одном из проектов компании «УНИСТО Петросталь» – ЖК «Чудеса света».
По мнению Михаила Гущина, директора по маркетингу Холдинга RBI (входят компании RBI и «Северный город»), любая оригинальная опция должна быть частью целостной философии проекта, связана с его концепцией.
– Например, в доме у Московского TIME есть действующие солнечные часы, а в жилом комплексе Ultra City, где мы создаем особую ultra-атмосферу жизни, – галерея ресторанов, фруктовый сад и даже арт-объект от известной студии ультрамодного дизайнера, – говорит Михаил Гущин. – Сегодня покупатель все чаще выбирает не просто квартиру и удачную планировку, а комфортную среду обитания, которая складывается из тысячи мелочей.
Выбор за покупателем
Часть допопций застройщики предлагают покупателям за дополнительную плату.
– Мы вводим дополнительные опции очень аккуратно, – говорит руководитель службы маркетинга компании «Норманн» Мария Мартыненко. – Наши покупатели готовы платить только за действительно важные для них вещи: отдельное жилье, качество, комфорт, безопасность. Поэтому мы вводим дополнительные меры безопасности в домах. Кроме того, есть спрос на оформление мест общего пользования, люди устали от серых стен, и мы большое внимание уделяем тому, как выглядят наши объекты внутри.
Начальник отдела маркетинга ГК «РосСтройИнвест» Екатерина Пчелкина добавляет, что все также востребованными остаются опции безопасности (ограждение территории, видеонаблюдение, домофония и диспетчеризация) и комфорта (система очистки воды, колясочные, спуск лифта на уровень паркинга).
– Отказаться можно от того, что не является номинально необходимыми для покупателя в данном классе, – говорит Екатерина Пчелкина. – Например, IP-домофония, мы можем выполнить разводку до квартиры и установить самое простое решение, при необходимости жилец заменит его самостоятельно на что-то более сложное и дорогостоящее, все необходимые коммуникации у него для этого будут.
Впрочем, для многих покупателей при выборе квартиры дополнительные опции играют все же второстепенную роль.
– Покупатели жилья в большей степени интересуются планировками квартир – эргономикой пространства и ее основными характеристиками, – говорит Андрей Останин, директор по продажам Группы «Эталон». – Комнаты не должны быть узкими, кухня должна быть просторной, а ее пропорции – давать возможность размещения стандартной мебели. Потолки ниже 2,7 метра считаются некомфортными. Также покупатели чувствительны к такой характеристике объекта, как количество квартир на этаже: расположение более 7 квартир на этаже уже дает ощущение жизни в гостинице.
«Фонтанка» составила список самых распространенных опций в новостройках Петербурга.
Паркинги
– Собственное парковочное место экономит время на поиск парковки у дома, гарантирует безопасность автомобиля и уменьшает воздействие на него окружающей среды, – говорит Андрей Останин. – Подземные или отдельно стоящие паркинги предусмотрены во всех строящихся объектах «Эталон ЛенСпецСМУ» (входит в Группу «Эталон»).
– Мы проектируем паркинги во всех комплексах и стремимся обеспечить каждую квартиру отдельным машино-местом, – говорит директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов. – Строим как многоуровневые отдельно стоящие, так и подземные паркинги, стоимость машино-места начинается от 500 тысяч рублей, приобрести его можно в рассрочку.
Террасы
– Террасы – опция, свойственная жилью класса «бизнес», «элит», при этом имеет значение местоположение объекта, – говорит Светлана Лежнева. – Террасы будут более востребованы, если они обладают видовыми характеристиками, как, например, в жилом квартале LIFE-Приморский на берегу Большой Невки, откуда открываются виды на Елагин остров, Финский залив.
Есть квартиры с террасами и в объектах премиум-класса компании Setl City. Квартиры с террасами и садами можно найти в жилых комплексах более низкого класса – «Шотландия» и «Итальянский квартал». Новоселы получают собственную террасу площадью до 30 кв. м высотой 2 – 3 метра над уровнем земли. За счет террас несколько увеличивается общая площадь квартиры.
– Эта дополнительная опция уже включена в стоимость квартиры, минимальная цена начинается от 1,6 млн рублей, – говорит руководитель маркетинга и аналитики Лаборатории МЕТРОВ Елизавета Яковлева. – Данные типы квартир очень популярны среди наших покупателей и составляют порядка 20% от общих продаж. Терраса либо сад являются неотъемлемой частью квартиры и оформляются в собственность.
В компании «Строительный трест» квартиры с террасами сейчас можно приобрести в строящихся и сданных жилых комплексах – OSTROV на Петровском острове, «Пляж» в Сестрорецке, NEWПИТЕР на юго-западной границе города, «Капитал» в Кудрово. Террасы различной площади имеются в квартирах комплексов Fjord и «Смольный проспект» от «ЮИТ Санкт-Петербург».
Большие балконы
Альтернативой террасе может стать просторный балкон. Большие «финские» балконы глубиной 1,5 – 1,6 м, на которых вполне комфортно располагается различная мебель, можно найти во всех комплексах ЮИТ в Петербурге. Просторные балконы представлены и в комплексе GreenЛандия от Setl City у метро «Девяткино»
А вот в компании «Норманн» провели исследования и выяснили, что покупатели не очень заинтересованы в больших балконах, как в Финляндии. Но застройщик все равно идет по пути увеличения площади, потому что, только пожив с большим балконом, люди начинают его ценить.
Сауны
Первыми, кто предложил эту опцию в многоэтажных домах в Петербурге, была компания «ЮИТ в Санкт-Петербурге». Сегодня застройщик предусматривает сауны во всех жилых комплексах (от комфорт-класса до элиты).
– Квартиры с помещениями для финских саун (обычно площадью 3 – 4 кв. м), имеющими вход из ванных комнат, пользуются высоким спросом и, можно сказать, раскупаются в первую очередь, – говорит Екатерина Гуртовая.
Кладовые
– Доля проектов на рынке новостроек массового сегмента Санкт-Петербурга, в которых предусмотрены опции в виде гардеробных и других мест хранения, пока не слишком велика, – говорит Петр Буслов. – Наша компания предлагает варианты с гардеробными комнатами практические во всех типах квартир в ЖК «Северная долина» и ЖК «Юнтолово».
«Помимо кладовых практически во всех объектах мы предусматриваем колясочные. Помещения на первых этажах домов, где можно спокойно оставить коляски, не загромождая квартиры, очень нравятся нашим клиентам», – рассказывает директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая.
Кладовые также представлены в проектах компании Setl City, ГК «Пионер», «УНИСТО Петросталь», «ЮИТ Санкт-Петербург» и других.
Екатерина Дмитриева,
«Фонтанка.ру»