26 сентября 1838 года по Неве двигалась странная шлюпка. По воде шлёпали колеса, что в то время уже не было новинкой, но у самодвижущегося судна не было трубы. В нем сидело 12 человек, но никто не прилагал ни малейших усилий. Она двигалась сама по себе.
Шлюпка ходила по Неве семь часов. Ее приводил в движение первый вы мире электродвигатель, который питался от 320 гальванических батареек. Создал этот двигатель выдающийся прусско-российский изобретатель и ученый Борис Якоби.
Как всегда бывает с великими людьми, которые работали в разных странах, потомки начинают судить и рядить — какой нации он ближе. Но в случае с Морицем Германом Якоби, он же Борис Семенович всё еще забавнее – дело в том, что в Россию он приехал из несуществующего ныне государства — Пруссии, а именно из Кёнигсберга. Тем не менее — историки науки зовут его немецким и русским ученым и изобретателем.
Первое изобретение Якоби, которое перевернуло весь мир было сделано в Кёнигсберге. Это был первый в мире непрерывно вращающийся электродвигатель. Якоби собрал его в мае 1834 года, написал об изобретении в Парижскую академию наук, и в декабре 1834 года мир уже узнал о достижении молодого физика и инженера.
Подумайте, 1834 год. Пушкин дописал «Пиковую даму». Он всего на два года старше Якоби. Лермонтову всего 20 лет, он служит в лейб-гвардии гусарском полку, стоящем в Царском Селе, и занят в основном женщинами и кутежами, а Огюст Монферран воздвигает Алиександрийскую колонну на Дворцовой площади. И в мире уже есть почти что современный электромотор.
Мы привыкли оценивать время Николая Первого как эпоху реакции. Но не в этом случае. В 1835 году Якоби получает приглашение занять должность профессора в университете города Дерпта, ныне Тарту. Там он пишет важные работы по изучению работы электродвигателя, а в 1837 — подает графу Уварову записку о возможном практическом применении своей машины. Уваров докладывает о ней Николаю — и Государь распоряжается учредить Комиссию для изучения новых возможностей. Её руководить поручено адмиралу Крузенштерну. Опытно-конструкторские работы щедро финансируются.
Якоби принимает российское подданство и навсегда остается на своей «второй Отчизне». Он стал академиком, и получил наследное дворянство, продолжая без устали изобретать. В том же 1838 году он открыл гальванопластику, а в 1850-м — изобрёл первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Но электродвигатель как был так и остался его самым важным изобретением, которое буквально заполонило весь мир.