Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 2

1 м/с, ю-з

762мм

97%

Подробнее

Пробки

2/10

Рио без нас, а мы без Рио

729
ПоделитьсяПоделиться

Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) практически закрыла путь российской сборной на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Что это, заговор против России или закономерное развитие событий, - разбиралась "Фонтанка"

На внеочередном заседании в Вене в пятницу, 17 июня, совет IAAF продлил дисквалификацию Всероссийской федерации лёгкой атлетики. Причиной стали всё те же данные о применении российскими атлетами допинга и об участии в допинговых схемах высших спортивных чиновников и госструктур. Надежда у наших легкоатлетов остаётся: 21 июня Международный Олимпийский комитет рассмотрит участие в играх спортсменов, не уличённых в допинге.

"Внеочередное заседание совета было проведено, главным образом, для того, чтобы дать Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) ещё одну возможность выполнить условия для сохранения членства в преддверии Чемпионата Европы в Амстердаме и Олимпийских игр в Рио", – сказано в итоговом пресс-релизе на сайте IAAF. Иными словами, чтобы дать возможность  нашим спортивным чиновникам рассказать, как они продвинулись в деле антидопинга. Но продвинулись, по мнению функционеров международной ассоциации, не очень.

По мнению IAAF, не были выполнены главные условия для восстановления статуса ВФЛА: "глубинная культура терпимости (или хуже) к допингу, которая уже привела к дисквалификации, существенно не изменилась"; серьёзной инфраструктуры по обнаружению и сдерживанию применения допинга "до сих пор не создано"; российские власти по-прежнему "далеки от поддержки усилий по борьбе с допингом", наоборот – "организовали систематическое сокрытие неблагоприятных проб".

За то, чтобы продлить дисквалификацию российской легкоатлетической федерации, высказались 25 членов совета из 26 голосовавших. Все, кроме представителя России Михаила Бутова. Теперь остаётся только надеяться на заседание МОК 21 июня: может быть, отдельным спортсменам, не замешанным в допинговом скандале, разрешат участвовать в играх в Рио.

Но могут и не разрешить. Хуже того: адвокат, специалист по спортивному праву Александр Чеботарёв объяснил "Фонтанке", что МОК имеет право отстранить от Игр не только легкоатлетическую сборную, но вообще Россию – если сочтут основания достаточными.

– Олимпийская хартия предусматривает, что МОК имеет право налагать санкции вплоть до отстранения команды от участия в следующих Олимпийских играх за нарушения, в частности, допингового законодательства, – говорит он. – Поскольку применение допинга противоречит олимпийским принципам. И снять с Олимпиады имеют право не только легкоатлетов, но и всю сборную.

По этому поводу через газету New York Times к МОК обратилась прыгунья Елена Исинбаева: "Позвольте мне состязаться в Рио", – озаглавлено её открытое письмо. Спортсменка пишет, что участвовала в четырёх Олимпиадах, за 20 лет установила 28 рекордов, и ни разу, ни в одной стране мира её не поймали на допинге. Если, продолжает она, "некоторые российские спортсмены попались на допинг-тестах, почему чистые атлеты должны сталкиваться с запретом из-за грязных?". Ещё одно письмо в МОК, примерно такого же содержания, написала и группа российских спортсменов.

Заговор

Напомним, что Международная ассоциация лёгкой атлетики дисквалифицировала российскую федерацию в ноябре 2015 года по рекомендации Всемирного антидопингового агентства (WADA). Последнее, в свою очередь, давало свою рекомендацию по результатам антидопингового расследования. А расследование началось после того, как на немецком телеканале ARD вышел документальный фильм журналиста Хайо Зеппельта "Совершенно секретный допинг: Как Россия делает своих чемпионов". То есть началось всё с немецкого кино. В январе этого года WADA опубликовало итоговый отчёт, где говорится о мошенничестве с допинг-пробами в России на самом высоком государственном уровне, упоминается даже президент Путин. А на днях, аккурат к судьбоносному заседанию в Вене, вышел ещё один отчёт – о государственном вмешательстве в процесс допинг-контроля в России, об участии в этом спецслужб.

Тележурналист Зеппельт, с которого всё началось, за прошедшие полтора года сделал ещё 3 фильма о "совершенно секретном допинге" и российских спортсменах. Его расследования облетели спортивный мир и стали очень популярны. Последний фильм вышел за неделю до заседания в Вене. В целом в тетралогии Зеппельт раскрыл "беспрецедентный уровень преступности в российском спорте" – как назвал это глава МОК Томас Бах. Глава того самого МОК, на который теперь уповают российские легкоатлеты, ждущие 21 июня.

В мае в New York Times вышло интервью бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, уехавшего в США в начале года. Он рассказал фантастическую историю о "тайной допинговой лаборатории" на Олимпиаде в Сочи. Смесь для российских олимпийцев Родченков якобы изготовил сам, спортсмены принимали её с алкоголем. А потом он лично менял баночки с "грязной" мочой на баночки с "чистой" через предварительно проделанную дыру в стене лаборатории.

Новости о российских любителях стимуляторов появлялись едва ли не ежедневно: спортсменов начали уличать в применении запрещённых препаратов, дисквалифицировать и лишать наград, и события, за которые они расплачивались, могли быть и 10-летней давности. Как это случилось, например, с бегуньей Татьяной Андриановой: в декабре 2015-го её лишили бронзовой медали из-за положительной допинг-пробы во время Чемпионата мира 2005 года. Трое ходоков лишились медалей за допинг в Лондоне-2012, 14 спортсменов – за события 2008 года.

С января 2016-го шли ещё и "мельдониевые" удары: WADA внесло препарат в список запрещённых с 1 января – и очень скоро его начали находить у спортсменов. Правда, не только у российских. Но наши стали попадаться просто десятками. Дисквалифицирована была, если кто не помнит, даже Мария Шарапова, которая честно призналась, что не прочитала письмо с информацией о запрете. Большая часть "мельдониевых" спортсменов была в итоге реабилитирована, но Шарапова из-за своего признания – нет.

К пятничному заседанию IAAF, на котором международные чиновники должны были решить, исправилась ли российская лёгкая атлетика, можно ли её вернуть в "семью" федераций,  "допинговые" истории российских легкоатлетов сбились в крепкий снежный ком. Поэтому в предстоящем продлении дисквалификации многие видели очередное проявление всемирного антироссийского заговора. Все против нас – даже в спорте.

– Здесь много непонятного, подробностей мы, я думаю, никогда не узнаем, – считает адвокат, специалист по спортивному праву Александр Чеботарёв. – WADA имело информацию о нарушении антидопингового законодательства в России с 2009 года, но никак себя не проявляло. Зато в последние годы оно дозированно рассказывало о 10-15 случаях в неделю, хотя информация о них была давно. И это, конечно, не способствовало тому, чтобы в мировом сообществе репутация России улучшалась. Как здесь говорить об олимпийских принципах, о независимости? Может быть, ждали момента, когда Россия будет наиболее уязвима?

Наш ответ

Россия пыталась по-своему парировать допинговые разоблачения, в частности – фильмы Зеппельта. Ещё в декабре прошлого года Басманный суд Москвы рассматривал иск о защите чести и достоинства, поданный Всероссийской федерацией лёгкой атлетики к телеканалу ARD и журналисту. ВФЛА оскорбили слова в первом фильме: о том, что якобы каждый российский спортсмен употребляет допинг. Басманный суд признал правоту федерации: нет, не каждый.

И вот неделю назад, вскоре после выхода четвёртой серии, в Сети появилось высказывание адвоката ВФЛА Артёма Пацева. Он заявил, что ещё в декабре телеканал признал сведения в фильме вымыслом.

– Мы спросили, проверял ли телеканал эти утверждения на достоверность, когда решали, ставить ли этот материал, они ответили, что нет – не проверяли, – заявил адвокат "Фонтанке". – Дословно, по-моему, это было так: на момент рассмотрения иска они полагают, что изложенные в фильме сведения не соответствуют действительности.

Правда, почему-то истцы не потребовали опровержения порочащих сведений. Адвокат Пацев объясняет это бессмысленностью такого действия.

– Мы могли бы требовать опровержения, – сказал он "Фонтанке". – Но между Россией и Германией нет соглашения о взаимной правовой помощи, у ARD в России нет ни корпункта, ни какого-то представительства. Это было бы просто бесполезно.

Адвокат Наталия Пынникова, представлявшая телеканал и журналиста, совершенно не помнит, чтобы от имени своих доверителей признавала вымысел.

– Господин Пацев ссылается на мои слова? – поинтересовалась она в разговоре с "Фонтанкой". – У меня в руках протокол судебного заседания. Ничего подобного я не говорила. Ни одного слова – даже близко к этому.

Репутация

Спортивный врач, специалист по антидопингу Сергей Илюков считает, что события в этом "допинговом скандале" развивались закономерно, места для "заговора против России" в их течении нет. Есть другое. Обобщённо это можно назвать словами "репутация страны".

Действительно, признаёт Сергей Илюков, существуют данные за 2001-2009 годы о параметрах крови спортсменов, оказавшиеся в открытом доступе в результате утечки, и они "косвенно указывают на применение допинга". На этом теоретически можно строить обвинения в адрес WADA: дескать, она всё знала, но бездействовала, пока данные не понадобились для антироссийских козней. На самом деле, продолжает врач, события развивались совсем по-другому.

– Развитие событий связано с развитием антидопинговой системы, – объясняет доктор. – Биологические паспорта спортсменов стали вводиться с 2010-2011 года. До этого существовали только косвенные данные, на основании которых нельзя было утверждать, что здесь именно допинг.

Потом, в 2014 году, вышел фильм телеканала ARD. Расследование WADA, считает Сергей Илюков, началось сразу, как только стало возможным.

– Фильм ARD послужил стимулом международной реакции, расследования начались сразу после первого из них, – говорит доктор. – Определённая задержка была связана с тем, что у WADA не было полномочий. С 1 января 2015 года изменился так называемый Всемирный антидопинговый кодекс. В рамках этого документа у WADA появилась возможность сотрудничать с внутренними службами, с Интерполом, проводить расследования в рамках антидопинговых организаций. Это дало возможность для реализации расследований.

Иначе говоря, получается, что отчёты о расследованиях WADA выходили в 2015-2016 годах не потому, что кто-то ждал "уязвимости" России. Просто к этому времени их успевали подготовить. Но, делает оговорку Сергей Илюков, это не значит, что к России не приковано особое внимание. Приковано – и ещё какое.

– Сейчас на общем фоне к России сформировалось определённое отношение, – говорит он. – Началось это с Крыма. И с западной реакции на это событие. Было бы наивно считать, что общий негативный фон по отношению к России не влияет на нормативы поведения людей. Россия находится в эпицентре внимания, и это может быть причиной более придирчивого внимания. Здесь уже работает понятие "репутация страны".

Теоретически можно было бы обойтись и без дисквалификации сборной: просто в Рио тестировать российских атлетов на допинг "ковровыми бомбардировками". Но это, считает Сергей Илюков, если бы стояла задача только предотвратить нарушения. А цель теперь у IAAF не только такая.

– Проблема приобрела широкий размах, – говорит он. – Ситуация возникла не сейчас, она складывалась на протяжении нескольких лет, а сейчас – закономерный исход. Любое терпение исчерпано. Поэтому решение о дисквалификации – не только стремление не допустить на Олимпиаду "грязных" спортсменов, но и наказать всю эту допинговую систему в России.

Олимпиада без нас?

Теоретически дисквалифицированные спортсмены могут всё равно отправиться на Олимпиаду. Только не под российским флагом, а под олимпийским. Так было, например, в 1980 году в Москве. Только тогда под белым флагом с пятью кольцами шли не представители дисквалифицированных сборных, а спортсмены 16 стран, официально Олимпиаду-80 бойкотировавших из-за ввода войск СССР в Афганистан. Но, например, Елена Исинбаева такую возможность для себя уже отвергла: "Были предположения, что я выступлю под флагом МОК, – написала она в Nye York Times. – Это не кажется мне реальной возможностью. Если я буду выступать, то только как гражданка России. Если отстранена сборная России – отстранена и я".

Что даст Олимпиаде-2016 отсутствие российских атлетов? В какой-то степени – отсутствие конкуренции. По мнению Александра Чеботарёва, это вряд ли кого-то волнует.

– Помните бойкот Олимпиады-1980? – напоминает он. – Мы разве стали считать победителей меньшими победителями только потому, что их соперники не приехали? Олимпийская медаль не становится легче оттого, что не было напряжённой борьбы.

Сергей Илюков, напротив, считает, что эта ситуация делает будущее решение тяжёлым для МОК.

– Думаю, этот момент учитывается в МОК, это видно по его поведению, – замечает спортивный врач. – При желании он мог бы запретить участие российской сборной уже весной. Но Россия – страна с глубокими традициями в лёгкой атлетике. И решение МОК будет нелёгким.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close