В Петербурге впервые в России реализуется благотворительный проект «Альтернативная коммуникация как средство для поддержки социальной инклюзии для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Проект осуществляют Социальная школа Каритас, Институт физиологии им. Павлова РАН, факультет коррекционной педагогики Академии постдипломного педагогического образования при поддержке немецкого благотворительного фонда «Акция Человек». Суть в том, что в рамках проекта удалось подготовить 52 специалиста по альтернативной коммуникации. Курс прошли коррекционные педагоги, психологи, логопеды и преподаватели профильных вузов Петербурга, Москвы, других регионов России, Казахстана и Украины.
Курс разработали и провели ведущие профессора и преподаватели из Норвегии, Финляндии, Польши. Был выпущен сборник «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра». Книга поможет внедрить в практику новейшие мировые достижения в применении альтернативной коммуникации.
Что такое альтернативная коммуникация? Это не просто использование разных технических средств, рисунков, жестов и т.д., чтобы общаться с теми людьми, которые не могут говорить. Это признание права каждого человека на общение, права быть услышанным и понятым.
Мы не знаем точное число тех, кто в Петербурге нуждается в альтернативной коммуникации, но ясно, что число таких людей исчисляется сотнями – это взрослые и дети с синдромом Дауна, аутизмом, церебральным параличом, это те, кто после травмы или инсульта уже не может использовать речь, чтобы быть понятым и услышанным. Таких людей много. И, как ни странно это звучит, но, как отмечает Виктория Рыскина, методист государственного центра «Семья», преподаватель альтернативной и дополнительной коммуникации социальной школы Каритас, проще всего оказалось начинать и продолжать внедрять альтернативную коммуникацию в школах, детских садах, некоторых детских домах, чем в реабилитационных центрах. Потому что в реабилитационный центр человек попадает по направлению на короткое время и примерно раз в год из-за принятой у нас курсовой системы. И никакой преемственности, никакого продолжения ждать, как правило, не придется, если с ним там занялись этой самой альтернативной коммуникацией в рамках одного курса.
В Петербурге сейчас задумались о том, чтобы специалистам по альтернативной коммуникации – а их в городе пока немного – объединиться в мобильную группу, а потом, возможно, создать ассоциацию – чтобы обучать, чтобы помогать, чтобы в нашем городе каждый человек, который не может говорить, мог быть услышанным и понятым.
Божена Кондрусик из Социальной школы Каритас рассказала, что в одном из польских городов скопировали британский опыт – на плотном листе с двух сторон напечатаны рисунки-символы, с помощью которых неговорящий человек может объяснить медику, что с ним происходит – где болит, что чувствует, хочет есть, пить, спать и т.д. Божена надеется, что об этом опыте можно будет рассказать и петербургским властям. Может быть, их это заинтересует.
В Польше, как сообщила специалист из Варшавы Альдона Мысаковска-Адамчик, все учебники для начальных классов уже адаптированы для детей, нуждающихся в альтернативной коммуникации.
В петербургской школе № 46 РиМ («Реабилитация и Милосердие») есть опыт альтернативной коммуникации, опыт налаживания диалога с ребятами с помощью современных гаджетов.
А в школе «Динамика» учится семнадцатилетний Иван Бакаидов, о котором «Фонтанка» уже писала. Иван не только спортсмен, хотя у него ДЦП и ему непросто передвигаться. Он – программист, создатель ряда программ и приложений, которые позволяют неговорящим людям наладить диалог с другими. Ваня говорит, но понять его может только мама, которая является и его персональным переводчиком. Иван Бакаидов придумал много полезных вещей, чтобы неговорящие люди могли общаться с говорящими. Например, приложение, переводящее напечатанный текст в речь или программу, которая позволяет общаться тем людям, кто даже хоть одним пальцем печатать на клавиатуре не может, а может нажимать одну единственную кнопку – щекой, например. Все разработки Ивана Бакаидова в области альтернативной коммуникации используются в его родной школе. Если бы опытом «Динамики» и разработками Ивана заинтересовалось как можно больше специалистов, родителей, педагогов, благотворителей, то всем нам было бы проще понять неговорящих людей, а им было бы проще понять нас.
Кстати, право на выражение всеми возможными способами с помощью усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения закрепляет за людьми с проблемами в вербальной речи Конвенция о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала. Альтернативная коммуникация – это важный элемент универсальной среды, правда, мы пока больше привыкли к термину «доступная среда» и нечасто задумываемся, что это – не только пандусы и подъемники, но и возможность разным людям понимать друг друга.
Галина Артеменко