8 февраля. Сегодня можно вспомнить о событии, которое демонстрирует нам справедливость изречения «делай что должен, и будь что будет».
6 февраля 1900 года на первую полевую радиостанцию русского флота, расположенную близ городка Котка, что в Великом княжестве Финляндском, пришла телеграмма. В ней говорилось, что в результате шторма у побережья в районе Лавенсаари оторвало от берегового припая льдину, на которой были местные рыбаки.
[Фонтанка.Офис]
Спасти несчастных мог только ледокол «Ермак», который находился в том районе, участвуя в спасательной операции по снятию со скал броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Дело было в том, что на «Ермаке» тоже была установлена радиостанция. Радиограмму — первую в мире радиограмму о катастрофе на море — передал в эфир не кто иной, как русский изобретатель радио Александр Попов.
К тому моменту, наверное, он смирился с тем, что его опыты остались в тени итальянского изобретателя Маркони. Но будучи верным своей идее, он усердно работал по внедрению радио, в первую очередь, во флоте. У него был единомышленник — знаменитый адмирал Степан Макаров, идеолог создания опять же первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». Макаров как раз считал, что в море, и особенно – в Арктике, радио будет главным средством связи, поэтому и распорядился установить на своем судне радиостанцию.
Когда же осенью 1899 года броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» напоролся на скалы у острова Гогланд, Александру Попову было поручено установить радиосвязь между сушей и ледоколом, который барражировал в том районе. Так Попов оказался в нужном месте и в нужное время — волею судьбы.
«Ермак» получил радиограмму, отправился на поиск рыбаков, рыбаки были спасены (правда, часть самостоятельно добралась до берега), и все увидели, насколько полезна радиосвязь, особенно в критических случаях. Макаров и Попов стали «героями дня».