Реклама

Сейчас

+4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+4˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как 0

3 м/с, с-з

758мм

84%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Ручной труд против интеллектуального поиска

326
ПоделитьсяПоделиться

Больше трех месяцев журналисты терроризировали полицию требованием рассказать о первых результатах работы системы интеллектуального видеонаблюдения, которую в декабре 2014-го установили на 14 станциях метро. Ждали не только СМИ, но и сотрудники. Они-то и пустили слух о первом пойманном — воре, укравшем куртку машиниста. Но в ГУ МВД остудили: нет и не было. А вот будет ли, выясняла «Фонтанка».

Фантастика в метро

Слух был крайне правдоподобный: мол, 11 апреля неизвестный, воспользовавшись спецключом, на станции «Девяткино» вошел в кабину машиниста и украл куртку; а с помощью интеллектуальной системы распознавания лиц удалось выяснить, где заходил вор, а потом и его ученическую БСК, которой он воспользовался при входе в метро.

«Все это фэнтези», – прокомментировали историю из подземки в ГУ МВД. Работа с камерами до сих пор ведется оперативниками по старинке и стоит больших трудозатрат. Так, в 2008 году был поймал студент, которого суд признал как Почтальона. До сих пор полиции метрополитена умное видеонаблюдение не помогло в поимке ни одного преступника.

«Фонтанка» в конце 2014 года писала о низком к.п.д. тестового варианта интеллектуальной системы камер на станции «Ладожская», что не помешало комитету по транспорту объявить конкурс стоимостью полмиллиарда на создание рабочей документации для оснащения 14 станций метро (среди которых узел «Невский проспект» – «Гостиный двор», «Парк Победы», «Крестовский остров» и так далее) системой интеллектуального видеонаблюдения. В конце декабря 2014 года по плану победителя ООО «Стройтехсервис» в подземке устанавливали камеры. По 150 на станцию.

«Говорить о продуктивности системы рано. Прошло всего три месяца», – уверен гендиректор «Стройтехсервиса» Петр Васильев. А то, что за это время ни одного злодея с помощью видеоинтеллекта не было поймано, может свидетельствовать, например, о том, что плохо отлажена система реагирования на сигналы. Из разговора с разработчиком вытекало, что вообще структура больше ориентирована на второго получателя информации — ФСБ, и помогает не столько ловить, сколько контролировать.

Это предположение в спецслужбе подтвердить или опровергнуть не удалось — отдел, занимающийся работой с системой, посчитал нецелесообразным делиться даже эфемерными процентами полезности усиленного видеонаблюдения в метро.

И снова о метро

Не будем забывать, что в метрополитене это не первый уровень защиты, который работает, мягко говоря, неидеально. После терактов в метро Москвы в 2010 году все станции в Петербурге были оборудованы металлическими рамками. Но и четыре года назад, и в начале  2015 года единственным напоминанием об их существовании для многих были объявления по громкой связи о том, что любого пассажира служба безопасности подземки может попросить пройти через рамку, а если он откажется, то должен покинуть территорию станции (что противоречит основополагающему закону РФ — Конституции, и менее главному – о принципах работы ЧОП). Однако около месяца назад молодые люди и девушки славянской и не только внешности, с рюкзаками и без, стали привлекать внимание охраны метро. Так, наши коллеги за две недели на одной и той же станции "пропищали" по десятку раз. Они же отмечают, что сигнал не стал причиной проверки вещей, и они могли идти дальше. Из неофициальных источников утекло, что у ЧОПов просто появился план по проверкам, который они и исполняют.

На дорогах ловят...

В ноябре прошлого года стало известно, что на дорогах Петербурга тестируется не менее интеллектуальная, чем в метро, система камер. С их помощью из потока машин планировалось вылавливать автомобили, находящиеся в розыске. К весне, как сообщили в УГИБДД, можно говорить, что это удачное приобретение города. Пока результаты работы камер невелики, но и количество электронных глаз небольшое — несколько сотен (против 170 тысяч на трассах Москвы). При этом, как говорят специалисты, есть суперновая разработка петербургских программистов более интеллектуальной системы, которая способна думать, как опер, — например, вычленять машины, чей маршрут не соответствует обычной траектории, или номера не принадлежат этой модели. Пустят ли ее в работу, возможно, решится в ближайший год.

...а в Пулково?

Преодолевая терновник на пути к данным о к.п.д. умной системы видеонаблюдения в метро, в редакции вспомнили о неоднократных заявлениях о технологиях, которые спасут места массового скопления народа от террористов и экстремистов. Как правило, они забрасывались в медиасреду с последующим распространением после терактов и страшных ЧП. Не секрет, что технологии спасают, только когда не зевают люди. И вот тому пример. В 2004 году руководство Пулково на специально созванной пресс-конференции рассказало, что на аэровокзале от уборщицы до генерального директора знают, как себя вести в экстремальных ситуациях. И что на вооружении службы безопасности есть система, определяющая практически любое СВУ (даже если оно сделано из керамики), а проверку проходят не только пассажиры и их багаж, но и экипаж, само воздушное судно и даже еда, которая поставляется на борт. И даже есть «зона психологического контроля», когда во время досмотра специально обученные люди задают вызвавшему подозрение вопросы, что позволяет Пулково считаться одним из наиболее безопасных аэропортов страны. Однако в 2006-м сотрудники ФСБ в ходе проверки готовности перед саммитом G-8 в Петербурге смогли обойти практически все эти новинки. Сработал человеческий фактор.

Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close