Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 2

1 м/с, ю-з

762мм

97%

Подробнее

Пробки

1/10

Какие книжки положим малышам под елочку?

996
ПоделитьсяПоделиться

Ни в одной из схем воспитания детей нет ничего плохого, если в процессе взросления ребенку прививаются базовые ценности: любовь к близким, доброта, честность, милосердие, сострадание. И одним из инструментов такого воспитания, безусловно, является книга. Но вот вопрос: какие книги сегодня читать дошкольнику, чтобы и цель воспитания была достигнута, и малышу было интересно?

Множество детской литературы порождает у родителей нелегкий выбор. Здесь схлестываются и привычные для воспитанных в СССР взрослых «Тимур и его команда», и ультрасовременные «Смешарики». На чем остановиться? Попробуем с помощью специалистов сформировать топ детских произведений.

Тимур vs Смешарик

Екатерина Кес, практикующий психолог, автор проекта «Детская и семейная психология онлайн», рекомендует: «Я очень советую родителям выбирать такие книги для ребёнка, которые учат, что такое дружба, честность, смелость, сострадание, милосердие, семейные ценности. Конечно, все эти ценности закладываются у ребёнка, в первую очередь, в семье, через наблюдение за жизнью и общением родителей и близких родственников. Но книги тоже могут в значительной степени повлиять на мировоззрение ребёнка, особенно, если эти книги с ребёнком обсуждать и объяснять ему главные мысли. Современным детям такие произведения нужно читать обязательно, так как в окружающем нас мире мы все реже встречаемся с душевностью и искренностью: героями детских книг и мультфильмов сегодня всё чаще становятся разные трансформеры, люди-пауки, роботы, монстры... Наверняка, есть такие книги, которые родители сами читали (слушали) в своём детстве с удовольствием и которые запомнились им на долгие годы. Эти книги и стоит прочитать вместе с вашими детьми. Не нужно беспокоиться, что это «несовременная» книга. Если конкретно, то вот лишь небольшой список книг, которые я советую читать дошкольникам:

1. Анне Вестли – «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и продолжение; «Маленький подарок Антона». Это очень добрые книги о жизни и приключениях большой семьи.

2. Сказки Ганса Христиана Андерсена: эти сказки о вечных ценностях всегда будут «вне времени».

3. Спиридон Вангели – «Приключения Гугуцэ» и «Чубо из села Туртурика»: очень добрые, душевные сказки про дружбу, честность, отзывчивость.

4. Эно Рауд – «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

5. Произведения Астрид Линдгрен: истории о Малыше и Карлсоне, о Пеппи Длинныйчулок, «Мио, мой Мио», «Расмус-бродяга».

6. Сельма Лагерлеф – «Приключения Нильса с дикими гусями».

7. Редьярд Киплинг – «Маугли».

8. Оскар Уайльд – «Мальчик-звезда», «Великан-эгоист».

9. Антуан де Сент-Экзюпери – «Маленький принц».

10. Джанни Родари – «Приключения «Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону».

11. Вильгельм Гауф – «Маленький Мук», «Карлик Нос».

Своим мнением по вопросу формирования детской домашней библиотеки делится автор игрового обучающего тренинга для детей 5-7 лет, в котором получают развитие все навыки, необходимые для формирования процесса чтения, Ольга Ивановна Стародубцева: «Я выросла на книгах Аркадия Гайдара, повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Думаю, что если мы хотим сохранить систему ценностей, которая была привита нам, и культивировать их у наших детей, то и содержание книг будет подобным. Когда ребёнок только освоил навык чтения, мы читаем рассказы о животных Евгения Чарушина. Кроме того, дети с удовольствием в качестве первых книг читают сказки Сутеева, рассказы Бианки, стихи Заходера, Барто, Акима, Токмаковой. Старшим дошкольникам понравятся сказки Успенского, рассказы Носова, повести Крапивина, сказки Божова, стихи Усачёва, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, сказки Джанни Родари».

Выключить компьютер!

Помимо борьбы качественной и некачественной детской литературы, есть еще один непростой момент. Сейчас, в век технологий, электроники и онлайна, книгу активно теснят различного вида и назначения устройства, о которых мы, взрослые, и помыслить в своем детстве не могли. И это самое их назначение зачастую бывает сомнительным, а порой даже опасным для психического здоровья только начавшего процесс социализации малыша. Да, сейчас есть возможность ставить всевозможные фильтры и ограничения на посещение ребенком запретных интернет-сайтов. Не покупать ему компьютер слишком рано, в конце концов. Или осознанно дозировать его общение с гаджетами. Но вот как «пересадить» его за книгу?

Надежда Терентьева, педагог-психолог первой квалификационной категории, специалист по детской и семейной психологии, так отвечает на этот вопрос: «Когда меня спрашивают о литературе для дошкольника, я очень радуюсь. К сожалению, такой вопрос задают все реже: проще посадить ребенка за планшет или телефон и настроить игру, а читать будет в школе, – так думают родители. Я рекомендую для привлечения внимания использовать много ярких иллюстраций. В возрасте 4-5 лет – читать много сказок, так как детей такого возраста легко убеждать в желаемом поведении с помощью тех героев, которые их очень привлекли. Советую читать наши русские сказки: «Маша и медведь», «Репка», «Мойдодыр», «Колобок» и другие. Они добрые и простые. Родители обязательно должны подготавливать своего ребенка к детскому саду и школе, читая специальную литературу. Это поможет ребенку быть «подкованным» к периоду адаптации в новом месте, формированию отношений в коллективе, избежать возможных трудностей как в саду, так и в школе (деление игрушек, хулиганство, агрессия окружающих детей, четкий режим дня, неудачи)».

Екатерина Кес добавляет: «Здесь хочу отметить, что во время чтения книги обязательно нужно говорить с ребёнком о прочитанном. Всё ли ему понятно? Что больше всего запомнилось? Кто больше всего понравился и почему? Во времена моего детства были такие дневники внеклассного чтения, в которых нужно было письменно отвечать на все эти вопросы о каждой прочитанной книге. Поясняйте основные ключевые моменты главы или книги для вашего ребёнка, беседуйте с ним о прочитанном – это очень важно.»

А Ольга Стародубцева советует: «Детям нравятся произведения, написанные легким языком, весело и с юмором, иногда с легкой иронией, как в стихотворении Акима «Неумейка». Забавная игра слов, неожиданные повороты сюжета их приводят в восторг. И самое ключевое: сегодня особенно важно научить детей проявлять такие нравственные качества, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого. Чтобы научиться этому, нужно видеть это в поступках других людей. Задача родителей при чтении книг детям – направить внимание ребёнка на добрые поступки героев, их отзывчивость. Поэтому хорошо, если у взрослых найдётся время побеседовать о прочитанных книгах».

Таким образом, даже если мы угадали с выбором книги, дальше начинается очень сложный этап работы с этим источником жизненно необходимой информации и установок для ребенка. Мы должны быть максимально включены в процесс освоения ребенком прочитанного, должны быть рядом и при необходимости сразу объяснить малышу – что к чему, что хорошо, что плохо. И насторожиться, если дошкольник не задает вопросов. В этом случае проявите инициативу! Спросите его, что он думает, чувствует, изучая ту или иную книжку, тех или иных героев, их поведение и описываемые ситуации. Иными словами – как мы следим за физическим здоровьем и безопасностью детей, скажем, на улице, также под нашим пристальным присмотром должны быть его психологические безопасность и здоровье.

А что бы вы добавили или убрали из предложенного специалистами списка детских книг?

Ирина Клочихина, для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close