Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

3 м/с, с-з

758мм

54%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Продовольственный запрет пока не защитил производителей

374
ПоделитьсяПоделиться

Августовского запрета на ввоз в Россию продукции враждебных нам стран для развития отечественного агропромышленного комплекса недостаточно. Такой вывод можно сделать из встречи экспертов-сельскохозяйственников на прошедшей в Петербурге выставке «Агрорусь». Сегодня страна ввозит до 70% иностранной продукции. При этом импорт увеличивается ежегодно. Аграрии считают, что для развития отрасли нужны реформы и преференции. Желательно все и сразу: сойтись на основных направлениях стимулирования экспертам не удалось.

В ходе "круглого стола" «Продовольственная безопасность и устойчивое развитие территории», организованного Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом и Голландско-российским международным центром, эксперты-аграрии подвели неутешительный итог развития сельскохозяйственного комплекса страны за последние два десятка лет. Практически все аналитики сошлись во мнении, что сельское хозяйство находится в плачевном состоянии, и для того, чтобы исправить положение дел, отрасли потребуется 3 – 4 года. Но одного лишь запрета на западные товары для этого недостаточно.

«Введенные продовольственные санкции требуют решения аграрно-промышленным комплексом совершенно новых задач. Сельское хозяйство – не скатерть-самобранка, которая может мгновенно изменить продовольственную ситуацию в стране. Для решения задач наполнения продовольственной корзины и ее стоимости нам необходимо решать вопросы, которые не имеют никакого отношения к развитию сельского хозяйства страны. Это «импортозамещение» мяса за счет импорта из Монголии и стран Латинской Америки, молока за счет мощностей Сербии», – объяснил заместитель председателя Северо-Западного регионального научного центра Михаил Архипов. В ближайшей перспективе, по мнению эксперта, следует делать акцент на взаимодействие с Белоруссией и Казахстаном.

В частности, из Казахстана Россия может ввозить пшеницу «высоких продовольственных кондиций». «Почему-то, когда Минсельхоз рапортует об успехах в области производства зерна, приводятся лишь объемы валового производства, но никто не приводит структуру распределения зерна по качеству. Если в 90-е годы страна производила 40% зерна высокого 3-го класса, то сейчас лишь 7%. В прошлом году, особо это не афишируя, была вынуждена купить 1,5 млн тонн продовольственной пшеницы в США и Канаде», – рассказал Архипов. В условиях санкций заменить ее можно пшеницей 2-го класса из Крыма. В этом году полуостров из-за засушливого лета и проблем с водой даст чуть более 800 тыс. тонн такой пшеницы.

Так как ситуация с продовольствием требует экстренного вмешательства, гранты для производителей и переработчиков должны стать целевыми и проводиться без конкурса, считает Архипов.

Директор Института международного образования и внешних связей СПбГАУ Николай Полянский уверен, что введенные запреты нельзя оценивать однозначно: на ряде сфер они скажутся положительно, но некоторые отрасли ощутят на себе негативные последствия. Полянский считает, что запреты побудят государство к развитию сельского хозяйства хотя бы по одной причине – «людям нужно питаться хотя бы два раза в день».

В докладе ректора Смольного института РАО Александра Смольникова говорится о крайне низкой обеспеченности населения отечественными продуктами питания. Российский АПК снабжает страну продовольствием на 20% ниже, чем ведущие страны ЕС. Отчасти это связано с климатическими условиями: 40% валовой продукции страны дают 14 регионов. Но есть и чисто экономические факторы – например, торговая инфраструктура агропромышленного комплекса, которая не способствует развитию сельского хозяйства: крупные московские и петербургские ритейлеры закупаются в основном за рубежом. «Ежегодно производители сельскохозяйственных продуктов теряют до 30% своих доходов. Сельхозпредприятия сталкиваются с серьезными трудностями в процессе сбыта произведенной продукции из-за высокой стоимости торговых мест на рынках, запутанной и отнюдь не прозрачной системы хозяйственных связей с торговыми сетями. В результате произведенная качественная продукция не в полной мере поступает на прилавки рынков и сетевых магазинов и, естественно, не всегда доходит до потребителя», – говорится в докладе.

Проблемы лежат и в сложившейся структуре распределения доходов на рынке. Тогда как в Европе производителям достается минимум 40% выручки от проданной продукции, в России сельхозпредприятия получают в лучшем случае 20%. Отсюда нехватка средств на расширение производства и закупку нового оборудования.

Граница продовольственной безопасности любого государства обеспечивается при уровне импорта от 18% до 35% от общего объема потребления. Россия на сегодня импортирует 60 – 70% всего потребляемого продовольствия на общую сумму около 40 млрд рублей. В этом году поставки иностранной продукции возросли на 10% по сравнению с предыдущим годом. На 19,9% выросли закупки мороженой свинины, на 10,6% – сливочного масла, на 48,2% увеличился импорт молока и сливок. На сегодня в страну ввозится более 40% мяса, более четверти потребляемого молока, молочных продуктов и овощей и более 60% фруктов.

Из-за отсутствия внятной аграрной политики и трудовых ресурсов в этом секторе экономики практически половина российских плодородных земель пришла в запустение. Страна производит лишь 5% молока, 2% мяса и 3% зерновых от производства в мире. Хотя «обладая 10% мировой пашни, 55% мировых черноземных почв, 20% водных ресурсов планеты, Россия могла бы производить сельскохозяйственную продукцию, которой хватило бы для пропитания 500 млн человек», – говорится в докладе.

Понятно, что эти цифры носят скорее предположительный характер. Но для решения задачи импортозамещения производителям нужен гарантированный выход на рынки сбыта, заявили эксперты. В первую очередь это доступ к потребителям крупнейших городов – Москвы и Петербурга. И если в ближайшее время властью не будет создан механизм доставки российских товаров на прилавки крупнейших торговых сетей страны, эти прилавки займет продукция наших новых зарубежных партнеров. Только, в отличие от товаров европейского производства, она будет дороже (свою роль сыграет сложность доставки) и, вероятно, более низкого качества – как уже писала «Фонтанка», контролирующие органы активно пересматривают свое отношение к мясу из Китая и Латинской Америки. И тогда для доведения доли своей продукции до необходимых для продовольственной безопасности 65 – 70% российским аграриям придется ждать новых запретов.

Герман Костринский, «Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close