О засилии матерных выражений на петербургских подмостках говорили на сегодняшнем заседании Совета по культуре речи Санкт-Петербурга.
На заседании совета возникла жаркая дискуссия, поднятая заслуженным артистом Сергеем Барковским, о том, как препятствовать появлению табуированной лексики в спектаклях петербургских театров.
Членов Совета шокировало количество мата на петербургских спектаклях. Вице-губернатор Василий Кичеджи привел как негативный пример спектакль "Мадам Бовари" театра "Русская Антреприза" имени Андрея Миронова, а председатель комитета по образованию Жанна Воробьева назвала постыдным факт, когда школьники, пришедшие в театр, слышат мат из уст "великих или пока молодых актеров". Также было высказано предположение, что постановщики злоупотребляют матом с своих работах в погоне за посещаемостью.
Президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая предложила выступить от имени Совета по культуре речи с обращением к художественным руководителям петербургских театров свести к минимуму ненормативную лексику при постановке спектаклей.
Между тем, элементарная ревизия городского репертуара, произведенная Фонтанкой, свидетельствует не об увеличении, а как раз об уменьшении общего количества обсценной лексики на сцене – в частности, после исчезновения с театральной карты города Лаборатории молодой режиссуры, где ставились, прежде всего, новые пьесы. В городских театрах спектаклей с матом найдется один-два, а то и вовсе не обнаружится. Однако довольно смешно упрекать в наличии мата на сцене режиссеров и уж тем более – обвинять их в использовании мата для привлечения публики. Множество образцов первоклассной современной драматургии, идущей в самых авторитетных театрах мира (включая, и берлинский Шаубюне, и парижскую Комеди Франсез), включает матерную лексику в качестве речевой характеристики сегоняшних персонажей. Отказаться от постановок современных текстов – значит, помешать творческому развитию театра, ввергнуть его в состояние стагнации. Еще нелепее выглядит предположение, что мат услышат школьники – система возрастных ограничений определяет единственно возможную маркировку спектаклей с обсценной лексикой: 18+