Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 7

2 м/с, зап

766мм

51%

Подробнее

Пробки

3/10

Кинопиратский локаут

727
ПоделитьсяПоделиться

У тех, кто хочет скачать в Сети пиратское видео, времени на это не остаётся: с полуночи 1 августа весь контент, выложенный с нарушением авторских прав, должен был исчезнуть. Как и любые ссылки на него. Иначе ресурсы, содержащие нелегальную информацию, будут заблокированы во внесудебном порядке. Вступил в силу так называемый "закон о пиратстве".

Многие ресурсы уже перестали работать. Это ещё не действие "антипиратского закона", но уже, можно сказать, работа его авторов: почти 2000 сайтов Рунета в среду вечером объявили, что завтра у них – забастовка протеста.

– Акция направлена на то, чтобы показать тот локаут, который может наступить в результате действия этого закона, – сообщил "Фонтанке" один из инициаторов акции, председатель Пиратской партии Павел Рассудов.

Пользователь, который попытается зайти на rutracker.org, habrahabr.ru, bashorg.org, zaycev.net и другие популярные ресурсы, может наткнуться на чёрный квадрат с надписью: "Картинка удалена по требованию правообладателя. С 1 августа во всех браузерах России!" Это – "генеральная репетиция" того, что, по мнению интернет-сообщества, новый закон разрешает произвольно проделать с любым сайтом.

Клик по чёрному квадрату 1 августа будет выводить на страницу Российской общественной инициативы, где с 4 июля размещена петиция против "закона о произвольных блокировках интернет-ресурсов", как называют его авторы заявления. За месяц без малого инициатива набрала 56 тысяч голосов – больше половины того, что требуется для её рассмотрения в Думе.

Беспощадный…

Закон, как уже писала "Фонтанка", на интернет-пиратов нацелен очень избирательно: он защищает только обладателей прав на теле- и кинопродукцию. Музыка, книги, нелицензионный софт – качайте сколько угодно. И это – претензия, которую высказывали к законопроекту ещё на стадии обсуждения литераторы и музыканты. Имелись ли свои доводы у программистов, мы не знаем, потому что ворованный софт, как правило, импортного производства, а там на российских пиратов многие уже махнули рукой.

Кино, собственно, качать тоже можно. Если найдёте. Потому что его теперь нельзя выкладывать. Более того – нельзя в социальной сети кинуть другу ссылку на то место, где, как вы знаете, фильм скачать можно. А не то могут заблокировать всю соцсеть. Закон будет наказывать не потребителей нелегального контента, а его распространителей.

Процедура вкратце такая. Правообладатель, считающий, что некий ресурс посягнул на его интеллектуальную собственность, жалуется в Роскомнадзор, и тот может потребовать удаления незаконно, по мнению заявителя, размещённой информации, а в случае неповиновения – блокировки всего ресурса. В суд правообладатель тоже обращается, но для блокировки решений суда не нужно. Потом, может быть, и выяснится, что правообладатель на самом деле никакими правами не обладал. Но сайт будет оставаться заблокированным, как минимум, две недели. Потом его владельцы, конечно, смогут добиваться компенсации ущерба. Но компенсацию у нас не назначают так же быстро, как собираются блокировать сайты, за неё придётся долго судиться.

…но бессмысленный

Председатель Ассоциации пользователей Интернета, администратор русской "Википедии" Станислав Козловский считает, что эта мера будет такой же неэффективной и бессмысленной, как её предшественник – закон о блокировке вредных сайтов. При этом он признаёт, что права авторов надо защищать. Только для этого не нужно бороться с Интернетом. Законодательные методы борьбы с пиратством и так существовали и существуют.

– У нас есть крайне жёсткая статья в Уголовном кодексе: нарушение авторских прав – это тяжкое преступление, за которое можно получить 6 лет, – напоминает Козловский. – Иногда за убийство дают меньше.

Другое дело, что статья 146 УК РФ не всегда работает. Но и новый закон, уверены в интернет-индустрии, работать тем более не будет.

– Во всём мире, прежде чем вводить закон, оценивают, к чему приведёт его применение, – говорит председатель Пиратской партии Павел Рассудов. – А вот у нас депутаты ничего подобного не сделали. Они вообще проигнорировали мнение IT-индустрии.

К чему же приведёт, по мнению специалистов, применение закона? Кроме, конечно, блокировки большого числа сайтов?

В том-то и дело, что ни к чему. Блокировку сайтов делают бессмысленной сами технологии Интернета, о которых депутаты, принимая закон, не захотели поговорить с IT-специалистами. Речь даже не идёт о том, что нарушители начнут, как говорит Павел Рассудов, "переезжать, меняя домены и ip-адреса, как перчатки". Блокировку смогут легко обходить сами пользователи, беспрепятственно проникая на сайт, к которому Роскомнадзор вроде бы запретил доступ.

– Есть широкий спектр инструментов, которые позволят обойти любую блокировку: VPN, анонимайзеры, прокси-серверы, анонимная сеть Tor, – начинает перечислять Рассудов и тут же объясняет, что всё не так страшно и заумно, как оно звучит. – Это может освоить любой пользователь. Анонимайзер – вы просто вводите это слово в поисковике, ищете сайты, на которых поменьше рекламных ссылок, они, как правило, лучше работают, вводите в окно поиска название того сайта, который заблокирован, и без проблем получаете доступ. VPN – это стоит немножечко денег, от 5 до 20 долларов за месяц, но это ещё полезно и потому, что защищает вашу приватность, защищает всю информацию, которой вы обмениваетесь с глобальным Интернетом. Анонимная сеть – это свободное программное обеспечение, которое элементарно скачивается в один клик. Включаете – и всё у вас работает.

А для тех, кому это освоить невмоготу, он приводит самый элементарный способ.

– В браузере Opera есть режим Turbo, – советует он. – Просто нажимаете на одну кнопочку – и получаете доступ ко всем заблокированным ресурсам.

Поэтому от применения закона пострадают в первую очередь те, кто ничего не планирует нарушать, дружит с правообладателями и не хочет, чтобы пользователи что-то там обходили.

– Rutracker, например, всё время пытается оставаться в легальном поле, и по первому требованию правообладателей он всегда удалял и удаляет нелегальную продукцию, – продолжает Павел Рассудов. – Так делает и "ВКонтакте". И закон ударит именно по тем, кто старается работать легально: от них пользователи пойдут к тем, кто намерен нарушать авторские права и готов к тому, что его начнут блокировать.

Кино наше и не наше

В преамбуле к новому закону, напоминает Рассудов, есть слова о том, что он направлен на защиту культуры.

– Но в законе не сказано, что он несёт какую-то общественную нагрузку, – продолжает он. – Это означает, что из штрафов, которые будут взысканы в результате его применения, на культуру не будет взыскано ни рубля.

Авторы закона, принимая его, ссылались на жалобы кинопроизводителей, которым из-за пиратов не хватает денег на хорошее отечественное кино.

– У нас есть фильмы, которые снимаются при господдержке, тот же, например, "Харламов", так ведь? – припоминает Павел Рассудов. – И меня интересует: если мы из своих налогов оплатили этот фильм, то почему он не попадает в общественное достояние? Как и другие фильмы, снятые при поддержке государства, – почему? Есть ещё советское наследие – кино, которое снималось в СССР на деньги наших родителей. Почему эти фильмы теперь принадлежат каким-то частным компаниям? "Мосфильм" выложил на свой канал на youtube кинотеку, не знаю – всю ли, но выложил. Но ведь не все компании следуют его примеру!

Станислав Козловский вспоминает ещё и о пресловутом "налоге на болванки" – сборах с каждого лазерного диска и с каждой флешки, на которых настоял в 2010 году глава Российского авторского общества Никита Михалков.

– Эти деньги собираются со всех дисков, флешек, с любых устройств, где есть память. – говорит Козловский. – Авторскому обществу идёт процент с полной стоимости любого такого устройства, а память сейчас есть даже в современных дорогих телевизорах. По сути – это такой налог, который уже и так собирается со всех людей, потому что теоретически они могут быть пиратами. Эти деньги должны, по идее, распределяться между всеми авторами. В том числе – авторами тех же фильмов.

Но кинокомпании по-прежнему жалуются, что у них ничего не окупается. Ни один прекрасный отечественный фильм.

– У меня есть такое подозрение, что не окупаются потому, что они просто плохое кино снимают, – считает журналист "Эха Москвы" Александр Плющев.

Он не то чтобы против закона или против правообладателей. Он хотел бы видеть какой-то рациональный подход к решению проблемы.

– Правообладатели привыкли продавать диски, а у меня, например, в доме нет даже устройства, на котором эти диски можно воспроизводить, – объясняет Александр Плющев. – И я не хочу покупать диски. Я хочу покупать фильмы в Интернете. И когда фильм есть на iTunes, я его покупаю. Так они ж не делают ничего! И хотя iTunes пришёл в Россию, они туда особенно не торопятся и фильмы туда не кладут. Они хотят, чтоб я пошёл и нашёл их диск. А мне диск только захламляет пространство.

Конечно, продолжает он, выложи производители свои фильмы для легальной покупки, это бы не решило проблему пиратства в России. Для первого шага и это было бы неплохо. Уж точно лучше, чем закон, который всё равно работать не будет.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close