Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 2

0 м/с, штиль

762мм

95%

Подробнее

Пробки

1/10

Андрей Нелидов: "За полгода в Карелии всё уляжется, вот увидите"

564
ПоделитьсяПоделиться

Три недели назад бывший глава Карелии стал свободным человеком, написав президенту прошение об отставке. Свободнее он должен был стать и в разговорах о том, что происходило в республике в последнее время и какое будущее может ждать этот субъект нашей Федерации. Этим и решила воспользоваться "Фонтанка", чтобы задать ему вопросы. Тем более что и повод есть: 12 июня экс-главе республики исполняется 55 лет. И хоть его недавний уход с должности совсем не был добровольным, но выглядит Андрей Нелидов вполне счастливым человеком. Даже о своём недавнем оппоненте, "теневом губернаторе" Алиханове, которому отчасти обязан отставкой, говорит без злости, а с каким-то даже сочувствием.

Конечно, "бывших" чиновников у нас не поздравляют, от них принято молча отвернуться – это в лучшем случае. Но удивительное дело: к экс-главе Карелии, наоборот, потянулись вчерашние противники. Тут можно найти одно объяснение: он какой-то... не очень чиновник. Слишком уж на человека похож. Собственно, за это он и страдал, когда был главой республики: его оценки, эмоции, невпопад сказанные словечки и шуточки на грани фола при журналистах, его нелепая уверенность, что честные выборы нужны региону не меньше, чем газ… Всё это становилось поводом для нападок, потому что казалось слишком уж человеческим. Не ведут себя так наши чиновники, ей-богу, у них и язык-то другой. А этот жителей Карелии при мне ни разу не назвал "населением". Для него они всегда – люди.

- Скажите честно, чего вы больше испытываете: горечь от отставки или радость от того, что наступил долгожданный покой?

- Наверное, и то, и другое. Конечно, есть горечь, два года – это не срок, чтобы можно было увидеть какие-то результаты работы. Причём из этих двух лет полтора были "выборными", а это не то время, когда строятся прочные конструкции. С другой стороны, действительно, появилось больше свободного времени, и я могу наконец уделять его родным. У меня же маленький сын, его надо растить, а я теперь могу позволить себе заниматься с ним.

- Не верится, что вы рвётесь стать "домохозяином"…

- Я совершенно не "домохозяин"! Несмотря на то, что по паспорту мне 55 лет, я себя чувствую на 35. Та же энергетика, те же эмоции, только больше опыта, знаний, больше связей. Это очень неплохой багаж, поверьте, и если его теперь грамотно "капитализировать", то можно достичь успеха во многих областях. У меня всё есть, все "кубики", осталось только сложить их в красивую игрушку. Но сейчас я о будущей работе не хочу ни говорить, ни даже думать. Всё ведь произошло для меня достаточно неожиданно. И теперь я просто хочу этим воспользоваться, чтобы отдохнуть. Я тут посчитал: у меня не использованного отпуска накопилось 156 дней. Так что дней 30 - 40 отдохнуть я имею полное право.

- Тем более что вы, можно сказать, не просто ушли с работы, а "пришли с войны" – такая это была работа в последнее время.

- Знаете, не хочу ничего сейчас рассматривать всерьёз, не хочу ничего решать. Ближе к концу лета надо как-то всё заново в голове сложить, уже без эмоций.

- Новый глава – такой же "варяг", каким были вы. И тоже человек из Ленобласти. Не знаю, кто там победил в ваших "войнах", но проиграл ваш оппонент Алиханов...

- Нет, проиграл я. А победил Алиханов. Я могу только поздравить его с победой в его политической борьбе. Но я остаюсь при своей точке зрения: то, чего добивался я, справедливо и соответствует интересам государства.

- А почему вы считаете, что Алиханов победил?

- Ну, он же получил то, чего добивался… Я не много знаю людей, которым удавалось добиться отставок двух губернаторов подряд! Очень сильный человек.

- Да, сила есть… Но разве он добивался вашей отставки персонально? Мне показалось, что ему нужен был подконтрольный глава республики, а этого он так и не получил. Теперь опять трать деньги, силы, нервы на новую войну… Если это и победа, то разве не пиррова?

- Это победа, но, соглашусь с вами, это пиррова победа. Пострадали от неё все. И в первую очередь – люди, которые живут в Карелии. О них почему-то вообще все забыли. А это, на минуточку, 700 тысяч человек, которым вся эта возня не нужна. Если ты управляешь республикой, то заниматься надо экономикой, а не выяснением отношений. А война эта ведёт в тупик. Я об этом всё время говорил. Но этого не понимали люди, которые рассчитывали, видимо, на какие-то политические дивиденды от этой войны. Теперь, мне так кажется, и сам Алиханов уже понимает, что он как-то… Ну, одного сожрал. Ну, другого сожрал. Дальше-то что? Третьего жрать – уже просто смешно. Так что за полгода всё это уляжется, вот увидите.

- Это правда, что последние месяцы перед отставкой вы ходили в бронежилете?

- Нет, я не ходил в бронежилете.

- Вы честно отвечаете? Или просто не хотите отвечать?

- Вообще все чиновники, которые занимают высшие государственные должности, являются охраняемыми лицами. Именно поэтому, кстати, машины губернаторов должны иметь "мигалки". Это не привилегия ездить не по правилам - это защита от определённых рисков, которые предполагает сама должность. Так что охрана выполняла свои функции, это часть их работы.

- Вы сказали, что за полгода в Карелии всё уляжется. А если нет, если будут новые атаки – на нового главу? Какой тогда делать вывод?

- Давайте всё-таки подождём с выводами. Я могу ошибаться, но мне кажется, что все должны уже понять, что надо прекратить возню.

- В Карелии ходит слух, что ваш знаменитый оппонент пытался простимулировать отрицательное голосование по кандидатуре Худилайнена…

- Я это оставлю без комментариев.

- Первый тревожный "звоночек" в Карелии уже прозвенел: стоило вам уйти – и в конституцию стали вносить изменения, которых вы не допускали два года. Вот-вот Петрозаводск фактически отделится от республики, а глава превратится в "английскую королеву". Как новый глава, Александр Худилайнен, допустил это?

- Так он работал первый день! Шла обычная процедура, заседало законодательное собрание. Первым вопросом было утверждение главы. Через 15 минут – второй вопрос: внесение изменений в конституцию. Человек не может сориентироваться в новом регионе за 15 минут. И этим воспользовались: под шумок внесли свои поправки. Но их приняли только во втором чтении. Я уверен, что до третьего дело не дойдёт.

- Почему вы уверены? У Худилайнена хватит ли опыта, информированности и сил, чтобы это пресечь?

- Очень надеюсь, что один из результатов моей двухлетней работы – то, что в Карелии уже многие понимают, что всё это – невозможная ситуация. Я имею в виду как раз то, о чём вы говорите: и отделение города Петрозаводска, и приватизацию кусочков власти отдельно взятыми бизнесменами… Всё это в последнее время было видно не только в республике, но и за её пределами. Я уверен, что Александр Петрович всё знает, понимает и занимает такую же позицию: это невозможно. И есть те, кто окажет ему поддержку.

- Кто же может оказать ему поддержку, если в республику он приехал один, без команды?

- Александр Петрович – не один. Осталась очень сильная команда, которую мы сформировали за два года. Это не просто слова. Социальный блок карельского правительства, например здравоохранение, с 81-го места, которое он занимал в 2010 году, вышел на 12-е место в стране. Наш минфин получил третье место в стране по эффективности управления финансами. Эти показатели говорят о профессионализме людей. Достигнет новый глава взаимопонимания с ними или проведёт какие-то изменения – это уж решать самому Александру Петровичу, но он – не один.

- Вы сами на посту главы Карелии могли делать всё, что считали нужным?

- Да, другое дело, что время мне, как выяснилось, было отпущено слишком короткое. Но при этом мы за два года и успели много. Главное, что мы заложили основу – три базовые вещи, три опоры. Первое – это газификация республики, потому что без газа нет энергетики, нет тепла, нет ЖКХ, нет развития бизнеса. Второе – мы добились выхода постановления правительства страны о придании Карелии статуса свободной экономической зоны развития туризма. И это привлечёт инвесторов.

- Ваше правительство упрекали в том, что оно излишне зациклилось на туризме, который денег в бюджет не принесёт.

- В бюджет это действительно не принесёт больших денег. Но туризм – это вовлечение огромного количества людей в малый и средний бизнес. В сферу услуг. Кто-то сувениры делает, кто-то пирожки печёт, кто-то на катере катает, кто-то заправляет эти катера – и так закручивается жизнь в республике. И происходит её развитие.

- А третья из ваших "базовых точек"?

- Третья – мы провели в Карелии честные выборы. Люди хотели видеть, что они участвуют в управлении страной. Мы сделали всё для того, чтобы выборы были максимально открытыми, прозрачными и честными. И общество получило то, чего оно и хотело.

- Говорят, что за эти честные выборы вы и поплатились, а точнее – за провальный результат "Единой России".

- Да, да, да. Так и есть. Но это надо было пройти, понимаете? В первую очередь это надо было для самой партии. Вот прошли выборы, у "Единой России" теперь нет в Карелии "контрольного пакета". В законодательном собрании – "свободные партии". Раньше им было очень удобно говорить, что все проблемы из-за деспотизма "Единой России". А теперь им нужно показать результат. И это крайне важно, чтобы люди увидели: лучше стало или хуже. У людей есть возможность посмотреть, как поведут себя представители других партий теперь, когда им больше не на что ссылаться.

- Вы сказали, что срок оказался коротким. Много вы не успели сделать?

- Да я всё не успел, я только начал! Я сказал про три базовые вещи потому, что на них мы должны были строить всё остальное. И вот как раз этого всего я и не успел. В какой-то момент, неблизкий, конечно, могли наступить более приятные хлопоты: смотреть, как эти базовые точки дают эффект. Или работать над ошибками, если эффекта не будет.

- Что, по вашему мнению, дальше будет с Карелией?

- Александр Петрович – не чужой для меня человек. Мы вместе работали в правительстве Ленинградской области, когда он был главой Гатчинского района, а я – вице-губернатором. Это было 15 лет назад, так что срок нашего знакомства достаточно внушительный. Он – человек, который точно не навредит. Я по характеру такой эмоциональный, романтический "революционер", могу это признать. К счастью, в поступках я руководствуюсь всё-таки знаниями, а не эмоциями, но есть грешок. А вот Александр Петрович обладает совершенно другими качествами: он такой трезвый хозяйственник. И вот сейчас в Карелии как раз такой этап, когда преобразований больше не надо, а надо качественно – это очень важное слово! – довести до конца то, что начато. И у него это получится намного лучше, чем у меня. Мне легче придумать и развить идею, но труднее потом продолжать рутинную работу. Александр Петрович это делает очень качественно.

- После отставки человек, бывает, видит, что изменилось отношение людей к нему – в лучшую сторону или к худшему. Как это у вас произошло?

- Произошла удивительная вещь. Парадокс: количество людей, которые стали выражать мне симпатии, вдруг резко увеличилось! Я-то в последнее время считал, что я – самый ненавидимый человек в Карелии. И ожидал, что после отставки мне могут вдогонку говорить очень неприятные вещи. Я даже собирался уехать из Карелии. Но прошло всего две недели – и стали поступать звонки от совершенно неожиданных людей. И говорили они совершенно неожиданные вещи. Один из них как раз вчера мне объяснил: Андрей, говорит, это такая ментальность. Вот пришёл новый человек – его лупят... Но ты не воровал, людей не сдавал, за друзей боролся, тебя сняли – теперь ты наш.

"Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close